среда, 4 сентября 2019 г.

Навыки для будущего

8 навыков успешного человека

На Всемирном экономическом форуме в Давосе аналитики предположили, что к 2025 году 52% задач будут роботизированы. Семь лет назад мы смеялись над нелепыми роботами Boston Dynamics, а сегодня эти «милашки» умеют переносить груз, делать сальто назад и приколачивать полки. Людям будущего нужны дополнительные знания и умения: критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Такие навыки HR-менеджеры называют soft skills.

Согласно Оксфордскому словарю, soft skills — личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Вот программист Илья. Он знает язык программирования Java, протоколы передачи данных, принципы построения сетей, стандарты безопасности и английский язык. Это его навыки, связанные с профессиональной квалификацией, или hard skills. Ещё Илья быстро принимает решения, умеет договариваться, хорошо руководит людьми и постоянно учится новому. Такие навыки определяются как надпрофессиональные, или soft skills. Hard skills — какой Илья специалист, soft skills — какой Илья человек.

На что влияют «мягкие навыки»:

успешность в команде,

развитие профессиональных возможностей и карьеры,

репутация,

выбор в вашу пользу.

В 2018 году в LinkedIn изучили 450 тысяч профилей и вакансий и выяснили, что в IT-отрасли не хватает таких навыков, как умение слушать, давать обратную связь, договариваться, сотрудничать, делиться знаниями и информацией. На форуме в Давосе аналитики предоставили отчёт о будущем профессий. Там приведены soft skills, спрос на которые сформируется в ближайшие пять лет.

1. Критическое мышление

Наши поступки сегодня во многом определяются тем, что мы где-то прочитали или услышали. Поэтому умение фильтровать, подвергать сомнению чужие мысли, анализировать и делать выводы нужно и в работе, и в жизни. Навык критического мышления помогает определять важное, эффективно решать задачи, здраво смотреть на идеи, отделять истинное от ложного.
Упражнение. Задать 50 любых вопросов главному герою пьесы Шекспира «Гамлет»: «Сколько лет?» «Где родился?» «Почему притворялся безумцем?».

2. Креативность

Креативность перестала быть навыком только творческих людей: у специалистов разных сфер нередко бывают ситуации, когда идея или решение нужны «ещё вчера»: здесь и ценно креативное мышление. В условиях будущей автоматизации и роботизации такой навык станет ещё ценнее.

«Творческие люди способны создавать что-то полезное буквально из ничего. В 1857 году Джозеф Гайетти взял обычную пеньковую неотбелённую бумагу и изобразил своё имя на обеих её сторонах в виде водяного знака. Он выпустил своё изделие на рынок со следующей надписью: „Гигиеническая туалетная бумага Гайетти — лучшее средство против геморроя“. Так серая бумага превратилась в первую туалетную бумагу».
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно», Майкл Микалко

Упражнение. Выбрать любой предмет и придумать для него 20 вариантов альтернативного применения.

3. Управление командой

Грамотное управление — это умение выстроить команду, которая сама определяет свою зону ответственности в бизнесе, берёт на себя риски, принимает решения, которые приносят результаты.
Управленец и руководитель — роль, которую можно тренировать, и чем раньше, тем лучше. Прокачанные управленческие навыки помогают джуниорам принимать изменения, подвергать свои действия и решения анализу и критике.
Упражнение. Представьте, что вы Стив Джобс. Ваша цель — вывести на рынок мобильных телефонов первый IPhone. Распишите свои задачи как руководителя проекта.

4. Эмоциональный интеллект

Журналист Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ» утверждает, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями и распознавать чужие, использовать эмпатию для достижения целей. Опыт доказывает, что люди с развитым эмоциональным интеллектом зачастую более успешны.
«Мне жаль, что я запутался с речью на презентации» вместо «Почему ты не придумал, как выкрутиться?» — первый признак адекватного управления чувствами.
Упражнение. Завести дневник эмоций. Он помогает экологично «утилизировать» неприятные эмоции, находить источники самомотивации и внутренней энергии. Найдите шаблон дневника в интернете и описывайте свои эмоции в конце каждого дня.

5. Взаимодействие с людьми

В условиях, когда проектные команды меняются или пересобираются, важно быстро погружать людей в то, что делаешь. Взаимодействовать — значит уметь слышать, слушать и договариваться, а также быть ответственным за общее дело и результат.
Упражнение. Прочитать книгу Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». Эта книга переворачивает классические представления людей о работе компаний.

6. Ведение переговоров

Первое, с чем соискатель сталкивается при поиске работы, — переговоры. Научившись вести диалог, вы сможете выгодно «продать» себя на собеседовании и решать конфликтные ситуации.
Упражнение. При следующем разговоре за три минуты найти в собеседнике три вещи, которые вас объединяют.

7. Гибкость сознания

У людей бывает два типа установок: на рост и на данность. Установка на рост — продуктивная и полезная. Люди, нацеленные на рост, учатся и преодолевают сложности, не боятся ошибаться и прилагают много усилий. Люди с установкой на данность, наоборот, считают, что способности неизменны. Гибкое сознание легко адаптируется к новым обстоятельствам и способно на работу в условиях неопределённости.
Кэрол Дуэк пишет про первые шаги создания установки на рост в книге «Гибкое сознание»: «Подумайте о своей цели и о том, как вам следует поступать, чтобы не свернуть с пути её достижения. Какие шаги вам следует предпринять, чтобы добиться успеха? Какую информацию вам нужно собрать?»
Упражнение. Расписать свою цель и план её достижения.

8. Стрессоустойчивость

Перманентное состояние стресса нарушает память и концентрацию, провоцирует непрекращающуюся усталость, делает неуверенным и мнительным. Со стрессом помогут бороться спорт, йога, правильное питание и медитация. Медитация даже изучается в качестве возможного метода лечения депрессии и тревоги.
Упражнение. Скачать приложение с медитациями (Calm, Headspace — на английском, Insight Timer — на русском) и заниматься неделю.

Как развить soft skills

Навыки формируются по схеме «знание — умение — навык». Знание — набор информации из книг, интернета, обучающих курсов и видео. Умение — попытка применить полученные знания на практике. Навык — доведение умения до автоматизма.
Дети осваивают навыки быстрее и легче: получил знание, попробовал, повторил, закрепил. У взрослого человека всё затрудняется сниженной чувствительностью и выработанными за жизнь автоматическими паттернами поведения.
Тут скрывается «подножка»: школа не прививает «мягких навыков» подросткам. И есть два пути: искать дополнительные обучающие программы или забить и заочно проиграть в конкуренции за работу мечты. Работнику без дисциплины, навыков общения и работы в команде сложно войти в коллектив и стать эффективным сотрудником. Ведь ещё сто лет назад ученые Гарварда и Стэнфорда выяснили, что успех в работе на 80% зависит от личностных качеств.


https://mel.fm/blog/startupjunior/95621-8-navykov-uspeshnogo-cheloveka-kotorym-ne-nauchat-v-shkole

Комментариев нет:

Отправить комментарий