четверг, 6 июля 2023 г.

из Парацельса

"Есть класс духов — саганы (Saganae), или стихийные духи природы (элементалы). Вот что говорит Парацельс об их оболочках:
«Существует два вида плоти. Один происходит от Адама, другой — не от Адама. Вещество первого типа является достаточно плотным, для нас оно видимо и ощутимо. Вещество второго типа неощутимо и не создано из праха земного. Если человек, ведущий свой род от Адама, хочет пройти сквозь стену, он вынужден сперва проделать в ней отверстие для прохода; но существо, произошедшее не от Адама, ни в отверстии, ни в двери не нуждается, но может пройти сквозь материю, которая кажется нам твердью, без нанесения ей какого-либо ущерба. Существа, не происходящие от Адама, так же как и существа, от него происходящие, обладают живой плотью и имеют действительные тела; но между веществами составляющими тела тех и других, разница такая же, как между материей и духом. И все же эти элементалы не есть духи, ибо они имеют плоть, кровь и кости; они живут и производят потомство; они спят и действуют, едят и разговаривают, и т. п.; посему их нельзя, строго говоря, назвать духами. Это существа, занимающие промежуточное положение между духами и людьми, имеющие сходство с людьми по форме и строению тела и напоминающие духов стремительностью передвижения. Это существа промежуточные, или composita сформированные из двух частей, образовавших единое целое, подобно тому как два цвета при смешивании образуют третий, который не напоминает ни один из исходных. У элементалов нет высших начал; следовательно, они не бессмертны и, умирая, разлагаются, подобно животным. Ни огонь, ни вода не могут повредить им, их нельзя запереть в наших материальных тюрьмах. Тем не менее, они подвержены болезням. Их одеяния, действия, вид, манера говорить и прочее мало отличаются от человеческих, но очень разнообразны. Эти существа имеют только животный разум и не способны к духовному развитию».
«Они обитают в четырех стихиях: нимфы — в воде, сильфы — в воздухе, пигмеи — в земле, саламандры — в огне. Еще их называют ундины, сильвестры, гномы, вулканы и проч. Каждая разновидность их может передвигаться лишь в пределах той стихии, к которой принадлежит; таким образом, никто из них не может покинуть соответствующую стихию, которая для них то же, что для нас воздух или для рыб вода. И никто из них не может существовать в стихии, принадлежащей другому виду. Для каждого элементала его стихия есть прозрачная и невидимая дыхательная среда, как для нас атмосфера».
Саламандра. Из книги Парацельса «Толкование 30 магических фигур».

«Об отличительных чертах элементалов можно сказать, что живущие в воде могут походить на людей как мужского, так и женского пола; обитающие в воздухе — больше по размерам и сильнее; саламандры — существа длинные, худые и иссохшие; пигмеи — около двух пядей в длину, однако они могут увеличиваться в размерах и вытягиваться, превращаясь в исполинов. Сильфы и нимфы, элементалы воздуха и воды, благожелательно относятся к человеку; саламандры с людьми общаться не могут вследствие огненной природы той стихии, где они обитают, а пигмеи обычно злобного нрава. Последние возводят дома, своды и постройки необычайного вида из полуматериальных субстанций, нам неизвестных. Есть у них и свой алебастр, мрамор, цемент и проч., но материалы эти столь же отличны от наших, сколь нить паутины отличается от льняной нити. Обиталища и дворцы нимф — в стихии воды. У сильфов же и саламандр нет постоянных жилищ. В целом элементалы испытывают неприязнь к людям самоуверенным и заносчивым, догматикам, занудам, пьяницам и обжорам, а также ко всякого рода личностям вздорным и грубым. Однако они любят людей простых, тех, кто бесхитростен и непосредственен, невинен и искренен, подобно ребенку; чем меньше в человеке тщеславия и лицемерия, тем проще для него сблизиться с ними; иначе же они бывают пугливы, как дикие животные».
Человек существует во внешнем проявлении стихий, элементалы же живут в их внутреннем проявлении. У них есть дома и одежда, кодекс поведения и мода, язык и собственные правительства — в том же смысле, в каком у пчел есть свои королевы, а у стаи зверей — свой вожак. Они иногда становятся видимыми, принимая при этом различные формы. Саламандры предстают в виде огненного шара или языков пламени, пляшущих над полями или появляющихся в домах; нимфы приобретают образ человека, его повадки и одежду и, как известно, могут вступать с человеком в брак. Есть местности, где множество элементалов различных видов сосуществуют вместе, и бывали случаи, когда человек допускался в их сообщества и жил вместе с ними некоторое время, они же становились для него ощутимыми и видимыми глазом.

В житиях святых стихийные духи природы часто выступают в образе «чертей» — имя, которого они не заслуживают. Ибо есть элементалы как хорошие, так и дурные; однако несмотря на то, что они могут быть очень эгоистичными, в них нет преданности абсолютному злу, потому что у них есть лишь смертная душа и нет той искры духа, которая сделала бы их бессмертными.
«Злые духи являются, можно сказать, судебными приставами и палачами Бога (Закона). Они порождены злыми влияниями и исполняют свое предназначение. Но невежды чересчур высоко оценивают их силу, особенно же силу дьявола. У дьявола недостаточно власти даже для того, чтобы восстановить старый разбитый горшок, не то что сделать человека богатым. Он — или оно — есть самое убогое существо, какое только можно выдумать, гораздо более слабое, чем любая из сущностей, обитающих в четырех стихиях. Существует великое множество искусств, наук и всяких изобретений, которые приписывают дьяволу (личности); но прежде, чем стать много старше, мир откроет, что дьявол не имеет к этим вещам никакого отношения, что дьявол есть ничто и знания его суть ничто, а вещи эти являются следствиями природных причин. Истинная наука может многое; у вечного Знания всего сущего нет ни возраста, ни начала, ни конца. То, что ныне считается невозможным, будет претворено в жизнь, неожиданное сегодня в будущем окажется истиной; и то, что в одном веке зовут суеверием, в следующем станет основой общепринятой науки». Жизнь Парацельса и сущность его учения"
Автор: Франц Гартман

#dnk_Стихии #dnk_Элементалы #dnk_Парацельс

Комментариев нет:

Отправить комментарий