четверг, 14 декабря 2017 г.

Чтобы услышали и запомнили! про презентацию))

ПРО.  ПРЕЗЕНТАЦИЮ. ))
https://m.habrahabr.ru/company/lanit/blog/344490/

Загоним мамонта в яму: как провести презентацию, чтобы вас услышали и запомнили

Shumina 12 декабря в 13:57 12,5k
Многие из нас бывали на айтишных конференциях. А если не бывали, то наверняка смотрели трансляции, записи или читали расшифровки докладов на Хабре. А вы знаете, какие доклады становятся хитами даже на самых-самых хардкорных мероприятиях? Внутренности сложных технологий? Нет. DevOps? Отнюдь. Чаще всего приз зрительских симпатий берут так называемые доклады-кейноуты — презентации людей, вовсе не обязательно связанных с IT. Дело не в красивой презентации и даже не в харизме докладчика, а в том, что эти ребята знают секрет SUCCES. Нет, мы не опечатались.

Источник: Duran

С презентациями в современном IT-мире сталкиваются и технари, и продавцы, и топ-менеджмент. Это может быть короткий питч перед инвесторами, представление нового продукта или длинная обучающая лекция. А теперь представьте, сколько презентаций для внутренних и внешних слушателей, клиентов, студентов и т.д. проводит компания такого масштаба, как ЛАНИТ. Очевидно, что мы прошли большой путь (честно говоря, по ощущениям — больше пробежали марафон) и собрали немало шишек, прежде чем научились делать презентации, которые попадают точно в цель и делают то, что должны делать: обучают, продают, информируют. И, самое главное, что аудитория их запоминает. Нам повезло — на этом пути у нас появился настоящий гуру подготовки и проведения презентаций — вице-президент по инновационным проектам ЛАНИТ Дмитрий Изместьев (кстати, вот его большое интервью об инновациях). 

Есть всего шесть принципов, соблюдая которые, можно сделать лучшую презентацию на свете. Вас будут слушать и запоминать всё, что вы сказали. Мы взяли за основу обучающий семинар Дмитрия (2 часа как 15 минут), уточнили кое-какую информацию, добавили немного своих идей и своего опыта и подготовили для вас подробнейшую расшифровку слова SUCCES, написанного с опечаткой. Давайте прямо по буквам. 

S — Simple. Просто


Простота — первый принцип презентации, которому необходимо уделить внимание. Детская болезнь большинства презентации – большое количество контента и неспособность автора ответить на вопрос: «А какова основная мысль этой презентации?»

Именно в этом заключается принцип простоты. Никто не призывает вас говорить только простыми словами или убирать из презентации сложные схемы, тем более в той же IT-сфере упрощение зачастую невозможно. Но в презентации должна быть простая, чётко сформулированная идея, которую вы должны донести до аудитории так, чтобы она была услышана и воспринята.

Не стоит пытаться впихнуть в презентацию весь свой опыт. Есть определённые рекомендации для выступлений: так, если у вас всего 15 минут, то лучше передать аудитории всего одну идею (в самой критической ситуации — максимум три). Но это совершенно не значит, что за 2 часа можно транслировать 24 тезиса. Максимум — 7-8, больше аудитория просто не воспримет.


Вот отличный пример, как очень сложную информацию представить очень просто. Что может быть сложнее зарождения и развития нового человека и сопутствующих ему гормональных изменений в организме женщины? А вот «приборчик» даёт простой и наглядный ответ: беременна или нет. Кстати, эта простота особенно важна именно в этот момент, обычно связанный со стрессом, волнениями, сложностями.

Сделать просто — безумно сложно. Как выкинуть из родной и вымученной презентации хоть строчку? Поэтому наш совет — сперва сделать всё так, как вы задумали, набросать план или текст, подготовить слайды и уже после этого безжалостно отсечь всё лишнее. Не бойтесь — даже бриллиант во время огранки теряет часть своей массы. В итоге должна остаться простая, внятная, чётко сформулированная информация. 


У вас есть опыт и информация, творите из них шедевры, отсекая лишнее.

Есть и другие способы, как донести сложную концепцию просто и доходчиво. Например, объяснив новые незнакомые концепции через аналогии и метафоры. 


Чем давать сложные объяснения, лучше постройте аналогию с уже известной слушателям информацией. Получится понятнее и нагляднее.

Итак, первое правило: отрезать все лишнее в выступлении и на слайдах, делать просто, но не примитивно. И не больше 1-3 главных идей на 15-минутную презентацию.

U — Unexpected — Неожиданно


Именно неожиданности, встряски обычно не хватает в выступлениях начинающих докладчиков. Последовательный логичный доклад – это худшее, что вы можете сделать для привлечения внимания аудитории. Представьте себе, если бы детективы рассказывали так же последовательно и логично от момента убийства до момента раскрытия преступления. Нет, лучшие авторы всегда используют тайну, интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и не ложиться спать, пока не дочитаешь книгу до конца. 

Создание саспенса в презентации – это высокий класс. Но создание хотя бы минимальной интриги для того, чтобы захватить внимание аудитории, – не такой сложный навык. Если вам это удастся, внимание публики вам гарантировано. Ведь внимание — это та дверь, через которую поступает информация докладчика. Вот несколько советов, как этого достичь:

  • Задайте аудитории вопрос. Этот простой, на первый взгляд, способ очень эффективен. Но даже он имеет несколько нюансов. Постарайтесь задать вопрос так, чтобы аудитория могла на него каким-то образом ответить, вовлеките слушателей. (Например, «Поднимите руки, кто считает, что С++ круче Java?» Всё, вы вызвали внутренний бунт и у сишников, и у джавистов). Но при этом избегайте вопросов, на которые слушатели точно не найдут ответ (например, спросить у продажников, сталкивались ли они с Kernel Panic в Debian). Если нет вариантов, риторические вопросы также подойдут, хотя лучше провоцировать публику на активные ответы и голосования. После вопроса слушатели снова включатся в нить повествования и будут слушать с гораздо большим интересом. Ведь в их голове этот вопрос остался без ответа, и они будут искать его в вашей речи. 
  • Обманите аудиторию с помощью разрыва шаблона. Воспользуйтесь тем, что в голове у ваших слушателей множество шаблонов, и начните действовать в соответствии с ними, успокаивая их бдительность. А потом вдруг сделайте что-то, совершенно выбивающееся из этой обыденной схемы. Вот вам отличный ролик, демонстрирующий неожиданный слом шаблона:
  • Обманите аудиторию с помощью разрыва шаблона. Воспользуйтесь тем, что в голове у ваших слушателей множество шаблонов, и начните действовать в соответствии с ними, успокаивая их бдительность. А потом вдруг сделайте что-то, совершенно выбивающееся из этой обыденной схемы. Вот вам отличный ролик, демонстрирующий неожиданный слом шаблона:


Поняли принцип? Стандартные кадры, привычные для военной тематики, не предвещают ничего необычного, даже хочется перестать смотреть, но вдруг все меняется. 

далее.  
  • Рассказывайте презентацию как детектив. Т.е. не от начала до конца, а наоборот — с самого конца, с интриги, распутывая ее по ходу рассказа. Если вы думаете, что так нельзя донести серьезную информацию, вы не правы. Известный психолог Роберт Чалдини исследовал огромное количество научно-популярных публикаций, рассказывающих о серьезных научных проблемах, и показал, что лучшие из них написаны именно по законам детектива.

Второе правило: Чтобы «залить» в голову вашим слушателям что-то новое, нужно с помощью эффекта неожиданности создать «разрыв» в их представлениях о мире, показать, что есть вопрос, на который они не знают ответ. Только после этого они готовы воспринимать новую информацию. Чтобы применить два принципа вместе, сформулируйте основную идею, которую вы хотите донести до аудитории, затем найдите что-то контринтуитивное, обманите аудиторию, создайте «разрыв» в их знаниях и «залейте» туда свою мысль.

C — Concrete — Конкретика


Ни одна бизнес-презентация не будет ничего стоить, если в ней нет конкретики. Причём это должны быть данные разного рода: факты, цифры, диаграммы, цитаты экспертов и т.д. В принципе, здесь даже разъяснять особо не приходится, потому что чего-чего — а конкретики в IT-сфере хватает.

Однако стоит позаботиться о грамотной визуализации данных, которыми вы располагаете. Давайте посмотрим на пример.


Арт Сильверман сделал важное открытие, что попкорн может быть опасен.


Как рассказать об опасности попкорна? Можно представить все цифры в виде графиков. А можно еще нагляднее, показав, что одна порция попкорна содержит столько же насыщенных жиров, сколько яичница с беконом, биг-мак и обед со стейком вместе взятые. Больше не буду есть попкорн.

В конце раздела про каждый принцип мы начали писать, как применять все принципы вместе. И здесь нас ждет неожиданная проблема. Как только авторы презентаций понимают первые два принципа – простоты и неожиданности, они уходят вдохновленные, перерабатывают презентацию, она становится красивой искрометной, но… обычно полностью теряет всю конкретную информацию. Ни в коем случае этого не допускайте! 

Третий принцип: помимо основной идеи и неожиданных поворотов, хорошая презентация всегда содержит много конкретной информации, но при этом лучше еще раз подумать, как изложить ее креативно.

C — Credible — Доверие


Презентация однозначно должна вызывать доверие у аудитории. Вот несколько вещей, которые ощутимо повышают уровень доверия к информации (кстати, это применимо и к дизайну сайтов, и к текстам):

  • цифры — приводите полезную статистику, аналитические данные, подтверждайте тезисы числами;
  • эксперты — приводите высказывания экспертов о предмете презентации, демонстрируйте экспертные заключения;
  • примеры — обязательно рассказывайте примеры, кейсы, истории успеха (например, если речь о софте — расскажите, как и насколько успешно его внедрили в компании N);
  • источники — всегда ссылайтесь на источники информации и выбирайте наиболее доверительные, репутационно чистые и серьёзные (согласитесь, информация о том, как работает брокер с ценными бумагами на бирже, гораздо достовернее воспринимается на сайте Московской биржи, чем на сайте очередной Forex-конторы), не ленитесь искать именно первоисточники;
  • логотипы известных брендов — если вас упоминали какие-то известные СМИ или вы поставщик/партнёр каких-то брендов, укажите их логотипы, это повысит и доверие, и конверсию презентации. 

Не будем ставить в список, а вынесем отдельно очень важный для IT-компаний элемент доверия — прототипы. Сейчас существует множество программ и инструментов для того, чтобы подготовить прототипы вашей программы или аппаратного обеспечения для картинок в презентации. Всё равно потом будет ТЗ, всё равно переделывать, но наличие прототипов производит на аудиторию по-настоящему неизгладимое впечатление: создается ощущение, что продукт — вот он, почти в руках. Не ленитесь делать детально проработанные прототипы для презентаций — это оправданные усилия.

Источник: Duran

С презентациями в современном IT-мире сталкиваются и технари, и продавцы, и топ-менеджмент. Это может быть короткий питч перед инвесторами, представление нового продукта или длинная обучающая лекция. А теперь представьте, сколько презентаций для внутренних и внешних слушателей, клиентов, студентов и т.д. проводит компания такого масштаба, как ЛАНИТ. Очевидно, что мы прошли большой путь (честно говоря, по ощущениям — больше пробежали марафон) и собрали немало шишек, прежде чем научились делать презентации, которые попадают точно в цель и делают то, что должны делать: обучают, продают, информируют. И, самое главное, что аудитория их запоминает. Нам повезло — на этом пути у нас появился настоящий гуру подготовки и проведения презентаций — вице-президент по инновационным проектам ЛАНИТ Дмитрий Изместьев (кстати, вот его большое интервью об инновациях). 

Есть всего шесть принципов, соблюдая которые, можно сделать лучшую презентацию на свете. Вас будут слушать и запоминать всё, что вы сказали. Мы взяли за основу обучающий семинар Дмитрия (2 часа как 15 минут), уточнили кое-какую информацию, добавили немного своих идей и своего опыта и подготовили для вас подробнейшую расшифровку слова SUCCES, написанного с опечаткой. Давайте прямо по буквам. 

S — Simple. Просто


Простота — первый принцип презентации, которому необходимо уделить внимание. Детская болезнь большинства презентации – большое количество контента и неспособность автора ответить на вопрос: «А какова основная мысль этой презентации?»

Именно в этом заключается принцип простоты. Никто не призывает вас говорить только простыми словами или убирать из презентации сложные схемы, тем более в той же IT-сфере упрощение зачастую невозможно. Но в презентации должна быть простая, чётко сформулированная идея, которую вы должны донести до аудитории так, чтобы она была услышана и воспринята.

Не стоит пытаться впихнуть в презентацию весь свой опыт. Есть определённые рекомендации для выступлений: так, если у вас всего 15 минут, то лучше передать аудитории всего одну идею (в самой критической ситуации — максимум три). Но это совершенно не значит, что за 2 часа можно транслировать 24 тезиса. Максимум — 7-8, больше аудитория просто не воспримет.


Вот отличный пример, как очень сложную информацию представить очень просто. Что может быть сложнее зарождения и развития нового человека и сопутствующих ему гормональных изменений в организме женщины? А вот «приборчик» даёт простой и наглядный ответ: беременна или нет. Кстати, эта простота особенно важна именно в этот момент, обычно связанный со стрессом, волнениями, сложностями.

Сделать просто — безумно сложно. Как выкинуть из родной и вымученной презентации хоть строчку? Поэтому наш совет — сперва сделать всё так, как вы задумали, набросать план или текст, подготовить слайды и уже после этого безжалостно отсечь всё лишнее. Не бойтесь — даже бриллиант во время огранки теряет часть своей массы. В итоге должна остаться простая, внятная, чётко сформулированная информация. 


У вас есть опыт и информация, творите из них шедевры, отсекая лишнее.

Есть и другие способы, как донести сложную концепцию просто и доходчиво. Например, объяснив новые незнакомые концепции через аналогии и метафоры. 


Чем давать сложные объяснения, лучше постройте аналогию с уже известной слушателям информацией. Получится понятнее и нагляднее.

Итак, первое правило: отрезать все лишнее в выступлении и на слайдах, делать просто, но не примитивно. И не больше 1-3 главных идей на 15-минутную презентацию.

U — Unexpected — Неожиданно


Именно неожиданности, встряски обычно не хватает в выступлениях начинающих докладчиков. Последовательный логичный доклад – это худшее, что вы можете сделать для привлечения внимания аудитории. Представьте себе, если бы детективы рассказывали так же последовательно и логично от момента убийства до момента раскрытия преступления. Нет, лучшие авторы всегда используют тайну, интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и не ложиться спать, пока не дочитаешь книгу до конца. 

Создание саспенса в презентации – это высокий класс. Но создание хотя бы минимальной интриги для того, чтобы захватить внимание аудитории, – не такой сложный навык. Если вам это удастся, внимание публики вам гарантировано. Ведь внимание — это та дверь, через которую поступает информация докладчика. Вот несколько советов, как этого достичь:

  • Задайте аудитории вопрос. Этот простой, на первый взгляд, способ очень эффективен. Но даже он имеет несколько нюансов. Постарайтесь задать вопрос так, чтобы аудитория могла на него каким-то образом ответить, вовлеките слушателей. (Например, «Поднимите руки, кто считает, что С++ круче Java?» Всё, вы вызвали внутренний бунт и у сишников, и у джавистов). Но при этом избегайте вопросов, на которые слушатели точно не найдут ответ (например, спросить у продажников, сталкивались ли они с Kernel Panic в Debian). Если нет вариантов, риторические вопросы также подойдут, хотя лучше провоцировать публику на активные ответы и голосования. После вопроса слушатели снова включатся в нить повествования и будут слушать с гораздо большим интересом. Ведь в их голове этот вопрос остался без ответа, и они будут искать его в вашей речи. 
  • Обманите аудиторию с помощью разрыва шаблона. Воспользуйтесь тем, что в голове у ваших слушателей множество шаблонов, и начните действовать в соответствии с ними, успокаивая их бдительность. А потом вдруг сделайте что-то, совершенно выбивающееся из этой обыденной схемы. Вот вам отличный ролик, демонстрирующий неожиданный слом шаблона:


Поняли принцип? Стандартные кадры, привычные для военной тематики, не предвещают ничего необычного, даже хочется перестать смотреть, но вдруг все меняется. 

Думаете, так получится сделать только в рекламе? Вовсе нет, тот же принцип легко применить и в презентации. Вот отличный пример. Что от вас ждут на презентации? Слайды, правда? Сломайте этот стереотип и расскажите аудитории все на примере какого-то обычного предмета. Даже ботинок подойдет. Вот как изящно это сделал Терри Мур в своем выступлении, рассказав слушателям, что большинство из них просто не умеет завязывать шнурки (видео, к сожалению, только на английском):


  • Рассказывайте презентацию как детектив. Т.е. не от начала до конца, а наоборот — с самого конца, с интриги, распутывая ее по ходу рассказа. Если вы думаете, что так нельзя донести серьезную информацию, вы не правы. Известный психолог Роберт Чалдини исследовал огромное количество научно-популярных публикаций, рассказывающих о серьезных научных проблемах, и показал, что лучшие из них написаны именно по законам детектива.

Второе правило: Чтобы «залить» в голову вашим слушателям что-то новое, нужно с помощью эффекта неожиданности создать «разрыв» в их представлениях о мире, показать, что есть вопрос, на который они не знают ответ. Только после этого они готовы воспринимать новую информацию. Чтобы применить два принципа вместе, сформулируйте основную идею, которую вы хотите донести до аудитории, затем найдите что-то контринтуитивное, обманите аудиторию, создайте «разрыв» в их знаниях и «залейте» туда свою мысль.

C — Concrete — Конкретика


Ни одна бизнес-презентация не будет ничего стоить, если в ней нет конкретики. Причём это должны быть данные разного рода: факты, цифры, диаграммы, цитаты экспертов и т.д. В принципе, здесь даже разъяснять особо не приходится, потому что чего-чего — а конкретики в IT-сфере хватает.

Однако стоит позаботиться о грамотной визуализации данных, которыми вы располагаете. Давайте посмотрим на пример.


Арт Сильверман сделал важное открытие, что попкорн может быть опасен.


Как рассказать об опасности попкорна? Можно представить все цифры в виде графиков. А можно еще нагляднее, показав, что одна порция попкорна содержит столько же насыщенных жиров, сколько яичница с беконом, биг-мак и обед со стейком вместе взятые. Больше не буду есть попкорн.

В конце раздела про каждый принцип мы начали писать, как применять все принципы вместе. И здесь нас ждет неожиданная проблема. Как только авторы презентаций понимают первые два принципа – простоты и неожиданности, они уходят вдохновленные, перерабатывают презентацию, она становится красивой искрометной, но… обычно полностью теряет всю конкретную информацию. Ни в коем случае этого не допускайте! 

Третий принцип: помимо основной идеи и неожиданных поворотов, хорошая презентация всегда содержит много конкретной информации, но при этом лучше еще раз подумать, как изложить ее креативно.

C — Credible — Доверие


Презентация однозначно должна вызывать доверие у аудитории. Вот несколько вещей, которые ощутимо повышают уровень доверия к информации (кстати, это применимо и к дизайну сайтов, и к текстам):

  • цифры — приводите полезную статистику, аналитические данные, подтверждайте тезисы числами;
  • эксперты — приводите высказывания экспертов о предмете презентации, демонстрируйте экспертные заключения;
  • примеры — обязательно рассказывайте примеры, кейсы, истории успеха (например, если речь о софте — расскажите, как и насколько успешно его внедрили в компании N);
  • источники — всегда ссылайтесь на источники информации и выбирайте наиболее доверительные, репутационно чистые и серьёзные (согласитесь, информация о том, как работает брокер с ценными бумагами на бирже, гораздо достовернее воспринимается на сайте Московской биржи, чем на сайте очередной Forex-конторы), не ленитесь искать именно первоисточники;
  • логотипы известных брендов — если вас упоминали какие-то известные СМИ или вы поставщик/партнёр каких-то брендов, укажите их логотипы, это повысит и доверие, и конверсию презентации. 

Не будем ставить в список, а вынесем отдельно очень важный для IT-компаний элемент доверия — прототипы. Сейчас существует множество программ и инструментов для того, чтобы подготовить прототипы вашей программы или аппаратного обеспечения для картинок в презентации. Всё равно потом будет ТЗ, всё равно переделывать, но наличие прототипов производит на аудиторию по-настоящему неизгладимое впечатление: создается ощущение, что продукт — вот он, почти в руках. Не ленитесь делать детально проработанные прототипы для презентаций — это оправданные усилия.


Мы, айтишники, чаще всего ленимся делать прототипы, но порой демонстрация — лучший способ… получить Нобелевскую премию. Так, до 1980-х годов считалось, что язва желудка вызывается стрессом и неправильным питанием. Однако патолог Барри Маршалл и его стажёр Робин Уоррен обнаружили, что в этом виновата бактерия, Хеликобактер Пилори. Как вы думаете, каковы были шансы у двух никому не известных медиков из далекого города Перт переубедить врачебное сообщество всего мира? Никаких. Поэтому вместо убеждений они прибегли к весьма наглядной демонстрации.

Ещё один важный момент, который касается доверия, — работайте с деталями. Включайте в презентацию и выступление мелкие, точные детали. Поясним на хрестоматийном примере из юридической практики.


Для эксперимента собрали две группы присяжных заседателей. Перед ними по делу о лишении матери родительских прав (специально выбрано такое жутковатое дело) выступили адвокат и прокурор, которые изложили ровно по 8 аргументов. В первом случае в речи адвоката, а во втором — прокурора присутствовали детали, не имеющие никакого отношения к существу дела. Например, было сказано не «мать избивала ребёнка», а «и вот когда утром 5 августа он чистил зубы своей крошечной щёточкой с Микки-Маусом, она набросилась на него с кулаками». И присяжные принимали решение в пользу защиты или обвинения — в зависимости от того, кто в текущий момент излагал ситуацию с точными деталями. Свобода человека зависела только от количества деталей в речи юриста.

Подводя итог, после того как вы вставили в свою презентацию всю необходимую информацию, сделайте ревизию еще раз и убедитесь, что все изложенные вами факты не «висят в воздухе», а изложены так, что они вызывают доверие у аудитории.

E — Emotions — Эмоции


Старайтесь вызвать у аудитории эмоции, воздействуйте на эмоциональный фон. Самая простая эмоция — это, конечно же, смех. Поищите смешные цитаты, шутки, подходящие анекдоты (интеллектуальные или не очень — по ситуации) и добавьте их в рассказ. Так вы и разрядите обстановку, и привлечёте аудиторию на эмоциональном уровне.

Самые сильные и трудно достижимые эмоции — это страх и слёзы. И если слёзы применимы скорее в социальной сфере или в искусстве, то страх вполне подойдет для рассказа в бизнес-среде. Конечно, не стоит сообщать, что во время выступления в зале работают двое снайперов, а вот рассказать владельцам бизнеса о перерасходе средств или дырах в безопасности можно очень даже эмоционально. И это обязательно сработает.

Впрочем, гениальные презентации делаются всегда немного «на грани». Если вы еще не видели, посмотрите презентацию Билла Гейтса о важности борьбы с малярией: 


Вас интересует борьба с малярией? Если вы не живете в тропиках и не являетесь экстремальным путешественником, то сильно сомневаюсь. Если лень смотреть все видео, перемотайте до отметки 4:54 и посмотрите, как Билл Гейтс заставил всех в зале моментально «включиться» и задуматься об опасности этой болезни.

Итог: вызывать эмоции у людей непросто, но если вам удастся привнести их в презентацию, то вы точно перейдете на следующий уровень взаимодействия с аудиторией. Начните с шуток, а потом можете поэкспериментировать и с более сложными эмоциями.

S — Story — История



True Story Красной Шапочки в виде инфографики

Обязательно рассказывайте истории. Люди их обожают. Просто скажите аудитории: «Давайте отвлечемся, и я расскажу вам историю, которая со мной произошла». Взгляните в этот момент в зал, все глаза будет устремлены на вас в предвкушении и ожидании. 

Однако не пытайтесь быть слишком креативными. Так, анализ фильмов-обладателей премии «Оскар» показывает, что награды берут всего 11 типов историй. А слишком необычные истории люди просто не воспринимают. Но вот рассказать историю по стандартному сценарию можно тысячей разных способов. И здесь ваш талант рассказчика непременно пригодится.


Кстати, известный писатель Курт Воннегут считал своим величайшим достижением не свои знаменитые книги, а способ визуализации типовых историй, вот вам 4 таких примера.

Это последний из наших принципов: если вы сможете вставить в свою презентацию истории из жизни, аудитория и развлечется, и лучше усвоит суть вашего сообщения. И как вы теперь знаете, если история будет содержать одну важную мысль, элементы неожиданности, конкретные факты и аудитория будет доверять вашим словам, то аудитория ваша.

SUCCESs


Если в вашей презентации выполнены хотя бы 2-3 принципа, вы уже обогнали конкурентов и загнали мамонта в яму (заинтересовали клиента или инвестора, завоевали внимание слушателей и т.п.), остальное зависит от вас и полезности вашей информации. Важно главное — слушатели вас запомнят. Кстати, вы заметили, что описанные принципы хороши не только для любого публичного выступления, но и для создания статьи или отчёта? 

Обычно Дмитрий Изместьев заканчивает свою презентацию о презентациях тем, что показывает иллюстрацию для мнемонического запоминания, как сложилось слово SUCCES с ошибкой.


Обидно за последнюю маленькую S, да?

Но мы, слушая его, нашли последнюю букву s — и рекомендуем всем обязательно использовать этот седьмой принцип успешной презентации.

S — Smile — Улыбайтесь.

P.S.: Дмитрию в его открытиях и нам в познаниях помогала книга Чипа и Дэна Хит «Сделано, чтобы прилипать» (почему некоторые идеи живут, тогда как другие умирают). Обязательно найдите и прочитайте. К сожалению, пока она не переведена на русский язык, но это еще один повод доучить английский. Продублируем название книги на английском: Chip & Dan Heath «Made to stick».

И, да, в ЛАНИТ есть вакансии для не-айтишниковл

понедельник, 27 ноября 2017 г.

90+ бесплатных ресурсов для самостоятельного обучения онлайн

https://habrahabr.ru/post/324638/        22 марта 2017

(reprint)))) Хочу поделиться списком полезных образовательных ресурсов, среди которых каждый найдет для себя что-то интересное и новое. Главное рассмотрим в начале — IT и иностранные языки. А следом будет подборка сервисов и ютуб-каналов, связанных с наукой, образованием в целом, бизнесом и творчеством.
Информационные технологии и программирование
На русском:
  • Academy.yandex.ru — Яндекс — найдется все! Помимо возможности записаться в одну из школ Академия Яндекса, на сайте доступен архив записей некоторых докладов.
  • Cybermarketing.ru — Профессиональное обучение интернет-маркетингу.
  • Code.org — Каждый должен иметь возможность изучать компьютерную науку наравне с общепринятыми дисциплинами.
  • Geekbrains.ru — Хочешь научиться программированию? Десятки бесплатных материалов доступны на Geekbrains.
  • Hexlet.io — Как стать программистом? Для начала перейти на данный ресурс.
  • Htmlacademy.ru — Интерактивные курсы и интенсивы для будущих гуру в IT.
  • Lendwings.com — Неплохая подборка курсов, в том числе бесплатных.
  • Loftblog.ru — Портал видеоуроков по веб-разработке.
  • Mail.ru — “Погребок” аккуратно собранных и замаринованных видео-лекций от профессионалов Mail.ru и ведущих IT-разработчиков, которые вы можете “достать и открыть” в удобное для вас время и попробовать на вкус.
  • Microsoft.com — Подборка курсов от виртуальной академии Майкрософт.
  • Techdays.ru — Видеопортал по разработке и современным технологиям.
  • Topexpert.pro — SEO, SEM, Интернет-маркетинг.
На английском:
  • Codecademy.com — Учитесь программировать в интерактивном режиме.
  • Codeplace.com — Обучение веб-разработке от А до Я для новичков и продвинутых разработчиков.
  • Codeschool.com — Учись, практикуйся, добивайся своего!
  • Datacamp.com — Онлайн-уроки и курсы программирования.



  • Dataquest.io — Больше данных богу данных. Научитесь писать код, работать с данными и строить свои проекты.
  • Datamonkey.pro — Изучайте SQL и Excel, станьте мастером по анализу данных.
  • Generalassemb.ly — Великолепные сайты (HTML, CSS, Javascript) своими руками.
  • Onemonth.com — Стань на “ты” с кодом за 1 месяц. Заманчиво не правда ли?
  • Platzi.com — Маркетинг, программирование и дизайн от лидеров отрасли.
  • Sitepoint.com — Ruby, PHP, SEO, дизайн и многое другое.
  • Teamtreehouse.com — Учитесь HTML, CSS, мобильной разработке и многому другому.
  • Udacity.com — Тот самый “Университет Силиконовой долины”.

Иностранные языки

С русским интерфейсом или поддержкой:
  • 16polyglot.ru — Англисйкий (и другие) язык за 16 часов! Конечно, это не совсем правда, но для поездки или начала изучения самое то.
  • Abaenglish.com — Бесплатные видео-уроки английской грамматики, фильмы и многое другое.
  • Busuu.com — Сайт и приложение. Обучайся вместе с 60 миллионами пользователей со всего мира. Отправляй упражнения на проверку реальным людям и сам помогай другим.
  • Duolingo.com — Сайт и приложение: учите языки в игровой форме.
  • Lang-8.com — Социальная сеть для изучения другого языка. Пиши тексты, отправляй их на проверку другим ученикам. Проверяй работы на своем родном языке.
  • Lingualeo.com — Персонализированный онлайн-сервис, помогающий учить английский язык эффективно. Сайт и приложение.
  • Lingvist.io — Азы английского или французского языков обещают донести за 200 часов, проверим?
  • Lingust.ru — Еще один сайт с подборками материалов для изучения языка.
  • List-english.ru — Подборка бесплатных материалов по английскому языку для начинающих.
  • Ororo.tv — Смотрите фильмы и сериалы с субтитрами, в любой момент наводите мышь на неизвестное слово — фильм остановится, а вам покажут перевод и прочую полезную информацию.
  • Real-english.ru — Английский без дураков — “Курс молодого бойца”.



На английском:
  • 40 Essential British Expressions — Youtube-канал. Простые и познавательные анимационные уроки помогут вам лучше понимать язык Байрона и Шекспира.
  • Anglo-linklink — Youtube-канал. Учим постепенно, переходя от менее сложных уроков к более сложным.
  • Babbel.com — Если с английским уже все в порядке, здесь вы можете взяться за другие языки. Основной принцип площадки — во главе всего реальные повседневные беседы и темы.
  • BBC Learning English — Youtube-канал. Изучайте язык вместе с британской новостной службой BBC.
  • Britishcouncil.org — Большая база графических, аудио и видео материалов от British Council.
  • English in a minute — Youtube-канал. Американский английский по несколько минут в день. Такой подход точно понравится людям с хронической нехваткой времени.
  • Learn English with Jennifer — Youtube-канал. Полмиллиона подписчиков и десятки видеоуроков говорят сами за себя. Заходим на канал опытного педагога, смотрим и работаем над собой.
  • Planblabs.net — Уделяйте этому приложению по 5 минут в день.
  • Memrise.com — Карточки, карточки, слова, слова.
  • Rachel’s English — Youtube-канал. Как работать с американцами? В первую очередь – говорить с ними на одном языке.
  • Quill.org — Различные топики для изучения английского.

Наука и образование

На русском:
  • 4brain.ru — Развивайте память, считайте в уме, осваивайте ораторское мастерство. arzamas.academy/courses Некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию.
  • Coursera.org — Знания тысяч экспертов из ведущих университетов мира собраны специально для вас на одной площадке.
  • Coursmos.com — Курсы по различным темам всегда с вами. В любом месте, с любого устройства.
  • Ifmo.ru — Курсы от ИТМО. IT'sMOre than a UNIVERSITY.



  • Gaidaruniversity.ru — Открытый университет Егора Гайдара. Лекции по экономическим и социальным дисциплинам.
  • Khanacademy.org — Академия Хана (Khan Academy) продвигает идеи бесплатного и качественного образования для всех.
  • Lektorium.tv — Просветительский проект Лекториум. Вас ждут специально подготовленные ведущими вузами страны онлайн курсы. Темы найдутся для всех: старшеклассников, студентов и специалистов.
  • Lectoriy.mipt.ru — Лекторий. Видеолекции и открытые образовательные материалы Физтеха.
  • Nkj.ru — Видеоподборка журнала “Наука и жизнь”.
  • Openedu.ru — Открытое образование. Платформа позволяет изучать базовые дисциплины бакалавриата российских университетов через онлайн-курсы. Среди партнеров-организаторов МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, ИТМО.
  • Postnauka.ru — Короткие видеолекции, монологи ученых по теме их исследований. Научные теории, понятия, идеи и факты.
  • Pushkininstitute.ru — Образование на русском. Проект Государственного института русского языка им А.С.Пушкина.
  • Theoryandpractice.ru — Теории и практики- место в сети для обмена знаниями.
  • Totaldict.ru — Онлайн подготовка к “Тотальному диктанту”.
  • Academia — Проект Academia телеканала Культура. ТВ-проект, каждая серия которого — это самостоятельная лекция по одной из фундаментальных наук.
  • Tvkultura.ru — Телеканал Культура, подборка видеоматериалов образовательной тематики.
  • Universarium.org — Универсариум — открытая система электронного образования. Бесплатные образовательные программы от лучших университетов России.
  • Univertv.ru — Открытый образовательный видеопортал УниверТВ. Коллекция видеофильмов, записей лекций ведущих российских и зарубежных ВУЗов.
  • Uchinovoe.ru — Учи новое! Не школьные предметы для школьников.
  • Universiality.com — Технологии, личностный рост, творчество, дизайн, музыка.
  • Upstudy.pro — Молодой агрегатор различных курсов, в основном офлайн, но начали появляться и онлайн. Иногда можно поймать интересные бесплатные онлайн мероприятия от экспертов различных сфер.
  • Vnimanietv.ru — Коллекция материалов по итогам первой в России национальной премии «Внимание» в области образовательное видео.


На английском:
  • Academicearth.org — Курсы для абитуриентов, учащихся колледжей, техникумов и их выпускников, а также бакалавров, магистров, докторов наук.
  • Curious.com — Учитесь чему-то новому каждый день, уделяя всего по 5, 15 или 30 минут.
  • Edx.org — Качественное образование мирового уровня для всех и везде.
  • Gohighbrow.com — Получайте каждое утро 5-минутный урок на свою электронную почту.
  • Mruniversity.com — Экономика во всех ее проявлениях.
  • Skillshare.com — Дизайн, бизнес, технологии, фотография, кулинария.
  • Open2study.com — Видео-курсы различных направлений от детского раннего развития до астрономии.
  • Udemy.com — Более 30 тысяч курсов и образовательных программ, ныряйте с головой.

Бизнес и карьера

На русском:
  • Businesslearning.ru — Бесплатное повышение квалификации в сфере предпринимательской деятельности.
  • Dasreda.ru — Электронные знания школы бизнеса Деловая среда (Сбербанк).
  • Eduson.tv — Продажи, менеджмент, личная эффективность. Все здесь!
  • Hse.ru — Видеоматериалы бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ
  • Intuit.ru — Знания — ваш ключ к новой работе и более высокому посту в компании.
  • Uniweb.ru — Повышайте свои компетенции без отрыва от работы.
  • Skolkovo school — Ютуб канал Московской школы менеджмента Сколково.

Творчество, разное

На русском:
  • Dancehelp.ru — Видеокаталог хореографу в помощь.
  • Smak — Эфиры телепроекта Смак.
  • Strelka — Vimeo канал института социальных изменений Strelka.
  • Talerka.tv — Традиционные рецепты мира.
  • Ted.com — «Technology, Entertainment, Design» или по-русски «Наука, Искусство, Культура». Образовательные видеоролики, отснятые специалистами различных компаний мира. Основной язык английский, у многих есть русские субтитры.
  • Забавы кисточкой — Ютуб канал “Забавы кисточкой”. Небольшая подборка нетривиальных уроков акварели.
На английском:
  • Chesscademy.com — Все, чтобы научиться играть в шахматы. Онлайн.
  • Guides.co — Ежедневно авторы, педагоги, маркетологи и блоггеры пополняют огромную коллекцию руководств (гайдов) по различным тематикам.
  • Pianu.com — Каждый может научиться игре на фортепиано.
  • Yousician.com — Клавишам предпочитаете струны? Тогда этот ресурс для вас.
  • DrawWithJazza — Ютуб канал с видеоуроками по созданию мультипликационных персонажей.
  • LighterNoteProd — Ютуб канал с практическими советами начинающему художнику.
Пользуйтесь, изучайте, открывайте новое каждый день!
Автор публикации
Upstudy.ru

Еще:
https://puzzle-english.com
Наподобие Лингалео.
Бесплатны только несколько заданий в день.

https://interneturok.ru
Есть под андроид и яблоко.
Не понравилась излишняя статичность и строгость читающих.
Некоторые вариативные моменты преподносятся как единственная истина.

Отличный сервис Geekbrains.ru, много хороших бесплатных курсов по различным направления программирования, а так же, платные профессиональные курсы.

понедельник, 13 ноября 2017 г.

10 уроков от Стива Джобса

1. Упрощайте сложное
Чтобы создать что-то простое, но невероятно полезное, нельзя просто игнорировать все сложности. Создавать полезную простоту – великий труд. Вы должны много работать, анализировать, сравнивать, исключать всё лишнее из обшей картины – и тогда в ваших руках может появиться продукт, поражающий своей простотой и гениальностью.
2. Совмещайте творчество и технологии
Я никогда не относил себя ни к гуманитариям, ни к технарям. Самые полезные изобретения создаются на стыке гуманитарных и естественных наук, поэтому важно уметь совмещать в своей работе два направления – творчество и технологии, искусство и науку. 
3. Сотрудничайте с профессионалами
Если человек не дотягивает до нужного мне профессионального уровня, я так ему об этом и скажу. Некоторые менеджеры настолько вежливы, что окружающие их люди могут спокойно отлынивать от работы и им за это ничего не будет. Но настоящий бизнес – это не клуб джентльменов, а реальная жизнь, в которой не всегда всё сладко.
4. Стремитесь к совершенству
Когда я был мальчиком, я помогал своему отцу строить уличный забор. И отец меня учил, что забор с внутренней стороны должен быть таким же красивым и аккуратным, как и с внешней. Сразу я не понял, зачем это нужно, ведь с внутренней стороны забор не будет никому виден. Отец мне сказал: «Но ведь ты будешь знать о том, какой он». И с тех пор я всегда и во всем стремлюсь к совершенству. Если ты что-то делаешь – делай это идеально. Добиться совершенства с первого раза мало у кого получается, но это нормально. Пробуй и переделывай столько раз, сколько потребуется для того, чтобы ты мог взглянуть на свой продукт и сказать: «Да, он идеален!».
5. Следуйте своей интуиции
Человек будет по-настоящему счастлив только тогда, когда будет заниматься любимым делом. Слушайте свою интуицию и тогда, когда будете принимать другие важные решения в своей жизни. Бывает, что всё идет по плану и вот-вот вы должны подписать контракт с партнером или уехать работать в другую страну. Но что-то вас от этого сдерживает. Если последовать в такой ситуации своей интуиции, в 90% случаев в итоге вы скажете ей «спасибо».
6. Устанавливайте свои правила
До вас уже было придумано множество правил, которые вам навязывают соблюдать. Если вы мыслите несколько иначе, чем другие (а это умение должно присутствовать, если вы мечтаете «перевернуть мир»), то уже установленные кем-то правила не для вас. Изменить мир по заготовленным кем-то канонам невозможно. Не бойтесь нарушать их. Создавайте свои правила. Рискуйте. 
7. Осуществляйте мечты людей
Созданный вами продукт должен быть не просто товаром, а воплощением мечты. Все люди хотят счастливой и лучшей жизни. Если вы дадите им продукт, который хотя бы немного приблизит их к такой жизни, которой они желают, вы ощутите их благодарную отдачу в полной мере. И это ощущение гораздо приятнее того, когда вы просто что-то выгодно продали.
8. Фокусируйтесь на главном
На пути к успеху, вы будете сталкиваться со множеством лишних и ненужных вам вещей и проблем. Нужно научиться от них отстраняться в хорошем смысле. Не позволяйте им украсть у вас драгоценное время. Научитесь говорить «нет» людям, которые тратят ваши внутренние ресурсы впустую. Вместо того, чтобы гнаться за успехом сразу по нескольким направлениям, лучше выделите одно и сконцентрируйте на нем свое внимание. Один идеальный продукт – это гораздо лучше, чем десять неидеальных.
9. Заботьтесь о себе
Мы все живем только один раз. Разве вы хотите, чтобы после вашей смерти кто-то думал, что вся ваша жизнь прошла впустую? Почаще спрашивайте себя: «а пожалею ли я об этом поступке через много лет?» Если к вам всё чаще приходит понимание того, что вы всё-таки пожалеете когда-то о сделанном, то вам срочно нужно менять свою жизненную стратегию.
10. Не бойтесь провалов
Неудачи – обязательный атрибут будущего успеха. Как бы вам ни хотелось достичь вершины, ни разу не упав лицом в грязь, вряд ли у вас это выйдет. Нужно научиться воспринимать провалы как стимул к более сосредоточенной работе. Какие бы неприятные сюрпризы не подкидывала вам жизнь, всегда гните свою линию. Будьте по-хорошему упрямы, и никому и ничему не позволяйте остановить вас на пути к вашей цели.

среда, 8 ноября 2017 г.

перепечатываю))

 Продолжаем рубрику «Что читают российские топ-менеджеры». Герой выпуска –Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекса». Он рассказал, какое произведение повлияло на выбор его будущей профессии и какая книга помогла ему научиться с юмором воспринимать быстро меняющийся мир. 

О книгах

Я с детства очень люблю книги – и читать, и просто как объект, который приятно рассматривать, трогать, листать. Мое отношение к книгам как специальной ценности сформировали родители в детские годы. В нашей семье была большая и с любовью собранная библиотека. Самое яркое воспоминание о книге, которую я нашёл в семейной библиотеке и сначала просил, чтобы мне читали, а потом сам много раз перечитывал, «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна.

На нашу полку попадают книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты. Получите месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE.

С появлением электронных книг я все больше читаю их. Kindle я полюбил не меньше бумажных изданий – удобного размера экран, шрифты на котором смотрятся как на глянце. 

Два преимущества примиряют меня с очевидными недостатками электронной версии: оперативность и компактность. Я могу загрузить книгу и начать ее читать через пять минут после того, как узнал о ее существовании, мне не надо ждать неделю, пока ее привезут, например, с Amazon — а для меня это частый источник. Я могу не выбирать, какие и сколько книг взять в отпуск — просто беру все и не мучаюсь с местом в багаже и неприличным весом. И все же дома бывает так приятно взять с полки не раз читанный бумажный томик и завалиться с ним в кровать.

«Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман

Недавно мне очень повезло: так сложилось, что на конференции я смог пообщаться с одним из любимых авторов — Даниэлем Канеманом. Вот здесь пригодилось не самое часто востребованное, но незаменимое свойство бумажной версии: я смог получить автограф на книге «Думай медленно, решай быстро». Она как раз входит в тройку книг, о которых хочу здесь рассказать.

Услышал я про эту книгу давно, описанные в ней исследования человеческого поведения в контексте экономического проведены и вовсе в прошлом веке. Но перечитываю я ее по частям регулярно и каждый раз нахожу что-то полезное для текущей работы. Например, объяснение странному и нелогичному поведению пользователей, которое вижу на наших приборах.


Хотя Канеман получил Нобелевскую премию по экономике, его наблюдения и выводы важны для любой коммуникации с людьми, на чье поведение мы хотим воздействовать (в простейшем случае — соблазнить попробовать новый сервис или совершить покупку)

Традиционная экономика учит, что люди всегда ищут наиболее выгодное с финансовой точки зрения предложение, и при этом могут тщательно и безошибочно просчитать все возможные варианты.

Но внимательно посмотрев на себя и окружающих, легко заметить, что на практике дела обстоят иначе, и масса наших решений представляются нелогичными. Канеман тем и знаменит, что сумел понять и объяснить системность наших ошибок: мы ошибаемся предсказуемым образом, и знание того, почему мы ошибаемся именно так, а не иначе, позволяет скорректировать общение или построить защищённую хотя бы от типичных ошибок процедуру принятия решений. Хотя в первую очередь эта книга, конечно, про экономику, бизнес и общество, она ещё и про нас самих, про принципы работы нашего мышления — и поэтому стала мировым бестселлером не только среди экономистов.

«Неизбежно», Кевин Келли

Вторая книга из рекомендуемых мной сегодня тоже обладает этой универсальностью: она и про то, как правильно выбрать себе карьеру, и одновременно про чисто человеческое желание прожить интересную и счастливую жизнь, отнюдь не только в профессиональном плане. Книга Кевина Келли называется «Неизбежно», и для людей моего возраста это слово сразу приводит на память книгу времён моей юности «Неизбежность странного мира». Сорок с лишним лет назад она была среди тех факторов, которые привели меня на физтех, и никогда я не жалел об этом выборе. 

Келли — удивительно правильный футуролог. Он не рисует наивные картинки будущего, напоминающего просто улучшенное настоящее. Он не углубляется в придуманные детали. Он помнит, что ещё двадцать лет назад многих ключевых для современного мира технологий не существовало для массового потребителя, и поэтому в прогнозах не появлялся мир, в котором беспроводной быстрый интернет разлит в воздухе, а в каждом кармане лежит маленькое устройство, по вычислительной мощи и богатству приложений далеко превосходящее тогдашние большие компьютеры.


Келли уверен, что с вызовами будущего люди справятся и в итоге сделают жизнь дольше, интереснее и полнее


Поэтому Кевин Келли описывает и группирует тренды, которые мы видим сейчас, он показывает, в каких направлениях из сегодняшнего дня торчат вектора развития. Такой подход даёт отличную пищу для ума и фантазии: можно постараться самому описать многие свойства будущего, но не его конкретный вид. Книга даёт направление и очень сильный толчок для размышлений — а это, на мой взгляд, одно из главных свойств хорошей книги. Второе, тоже важное, — книга Келли оптимистична. Автор уверен, что с вызовами люди справятся и в итоге сделают жизнь дольше, интереснее и полнее. 

«Автостопом по галактике», Дуглас Адамс

А третья книжка в этой заметке как-то сама образовалась. И она у меня бумажная. Я начал писать этот текст ночами в Стокгольме, после дневного и вечернего общения на конференции, которая называется «42» (Конференция посвящена теме психологии принятия важных решений и нового deus ex machina – прим. ред.)

Я прилетел домой на третью ночь недосыпа и, чтобы затормозить и заснуть в хорошем настроении, взял с прикроватной полки коричневый томик Дугласа Адамса.


«Автостопом по галактике» – давно любимая фантастика, которая лучше любых курсов, тренингов и занудливых лекций учит легко и с юмором относиться к тому невероятному будущему, которое так резво на нас набегает


Иначе говоря, поможет вам перезагрузиться и не переживать, если вдруг вокруг вас стремительно меняется мир.

Без этой книжки не понять название конференции. А если её помнить – многие доклады наполняются новым интересным смыслом. Да и сама жизнь тоже.


Материалы по теме:

Эти книги о вирусах и эгоизме помогли решить проблемы с HR, маркетингом и клиентским сервисом

6 трендов в экономике совместного потребления: отрывок из книги «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее»

Что читает руководитель проектного офиса OneTwoTrip

 

Любимые книги Михаила Рейдера, генерального менеджера UberEATS в России

вторник, 7 ноября 2017 г.

7.11.1917 — 7.11.2017

 100 лет Великой Октябрьской революции....
100 лет — конец старого, начало нового цикла.
100 лет — или 500 лет?
Или 5000 лет прошло с октября 1917? сли применить слова Е.И.Рерих о том,
что за 5 лет происходит столько изменений, как ранее за 100…)
Время — относительно…

Но есть некоторые вехи-события, которые важно осознавать
и замечать начало нового — Начало Нового Цикла.

Мир вокруг нас стремительно изменяется,

успеваем ли мы с такой же скоростью изменять и себя,

свой внутренний мир?

Будем стремиться и учиться! Вчера, и сегодня, и завтра.

Пусть Миру будет хорошо!

вторник, 10 октября 2017 г.

Надо наблюдать и анализировать...

Цитирую Александра Литвина:
"Назовем этот период «пробником». События и намеки судьбы в октябре — знаки, указывающие на то, что произойдет в 2018 году.
С 8 октября по 8 ноября следим за собой и за миром и запоминаем всё, что происходит. Разделите этот период на четыре равные части, которые символизируют зиму—весну—лето—осень и фиксируйте в памяти все, что происходит в каждый из них. Это касается и личных отношений, и здоровья,
и политики, и природных явлений.
Даже самые незначительные вещи в октябре 2017 года — это план мироздания на 2018-й!"