воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Что такое "духовность"

Вопрос, который часто задают. Понятие, которое последнее время стало весьма часто применяемым - и это, пожалуй, соответствует новым энергиям нового информационного мира.
  Определение, которое наиболее точно передает смысл духовности, думается, следующее:
Духовность- это сознание, или осознанность. 

Отзвучало необходимостью привести подборку из Учения Живой Этики. Причем каждый параграф отображает одну из граней Кристалла Духовности, и содержит множество открытий, которые проявляются постепенно, по мере размышления. 

Результаты поиска по "духовность"
Листы Сада Мории I (2)
Листы Сада Мории II (3) »
Община (0)
Агни-Йога (0)
Беспредельность I (0)
Беспредельность II (0)
Иерархия (0)
Сердце (1) »
Мир Огненный I (0)
Мир Огненный II (2) »
Мир Огненный III (1) »
Аум (0)
Братство (1) »
Надземное (4) »
Письма Елены Рерих I (14) »
Письма Елены Рерих II (11) »
Листы Сада Мории I
300. Ум растёт каждый день.
Доброта летит счастью навстречу.
Но мост между Нами — духовность, может явить гору или исчезнуть мгновенно.
И эту пропасть не засыпать всеми камнями созданных гор.
И потому берегите цветок Адаманта.
На льду он не цветёт.
Легко быть садовником, трудно стать уроком семени,
Но если Создатель дал силу моста к Нам,
Идите, и храните пламя.
Скажите путникам: «Знаем, куда идём».
322. Скажу стучащимся:
На пути вашем может встретиться духовности полный сосуд.
Сумейте распознать его.
Если познаете, стремитесь подойти как можно ближе.
Помните: духовность как пламя возгорается, как чудный магнит приближает к себе.
И потому счастье суждённое не отклоните.
Можем позвать, но этот зов не повторяем опять.
Нужно иметь открытый путь.
Говорю всем, кто подавлен теснотою рукотворных подвалов.
Придите, ждущие радости, — праздник готов.
Я сказал.
Листы Сада Мории II
   163. Рост понимания духа привлекает и сотрудничество малых образований, населяющих воздух. Вот почему можно пожалеть о враждебности материи. Можно было раньше достичь сознательного сотрудничества с материей.
Заманчиво получить немедленно материальные преимущества. Даже умный человек не прочь получить чин, не взвешивая его последствий. Кладбище полно высокими чинами, это памятник ограде обособленности материи.
Конечно, материя очень значительна, но лишь при духе она получает своё священное значение. Так же, как и высший почитатель материи без духа не гармоничен, так и адепт без интеллекта. Но в духе можно всё-таки летать, но материя крыльев не имеет. Ибо духовность на земле может открыть высокие Врата.
И когда человек безопасен от страха, тогда он может знать происхождение действительности.
300. Учение новых возможностей жизни привлекает практичные головы. И когда явление будет возможно, оно будет принято, как фотография на расстоянии. Приятно сознавать, как два мира соединятся на глазах человечества. Условие чистоты духовной будет познано как материальное понимание жизни. И снова, как в древнейшие времена жречества, но в применении народном, заблестит огонь познания. Главное, надо привести в равновесие силы природы видимой и Мощь Источников Невидимых.
Согласить можно легко аппарат науки видимой с проводами Мира Высшего. Например — слышание легко поймётся как беспроволочный телефон, который скоро будет установлен. Или беседа через пространство будет понята как телеграф. Но именно тогда обратят внимание на различное качество сообщений и, сравнивая особенности посредников, поймут практичность духовности.
Как фотография никогда не заменит творчества, так никогда физический аппарат не заменит духовность.
Можно находить особый вред феноменов, ибо разряд насильственно скомканной материи порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов. Ничто так не поражает организм, как ненужные феномены.
307. Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены: красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление. Но если в молитве заключается суеверие, страх и сомнение, то такое заклинание относится к временам фетишизма.
Как же следует молиться? Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность.
Решая соединиться с Беспредельностью, человек как бы вдыхает эманации эфира и, без механики повторений, получает лучшее замыкание тока. Так в молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения.
Только развитая духовность может в едином вздохе поднять сознание человеческое. Но Мы должны твердить о молитве, ибо о ней будут спрашивать.
Не нужно заклинаний, не нужно выпрашиваний, не нужно пыли смирения, не нужно угроз, ибо уносим себя в дальние миры, в хранилища возможностей и знаний. Чувствуем, что нам они назначены, и прикасаемся дерзновенно.
Так поймите Завет: «Не молитесь всяко, но в духе».
Сердце 67. Ищите и приобщайтесь ко всему тонкому, утончённому в веществе своём. Не только говорю о предметах, но и о людях. И среди людей выбирайте не тех, кто желает лишь материальных явлений. Но даже среди признающих духовность ничтожны будут, которые устремлены к грубым проявлениям. Не они первые подойдут к Царству Сердца. Может быть, иные, не видевшие Тонкого Мира, но понявшие его в сердце своём, опередят магов и волхвов. Утверждение внутреннего глаза и открытие огней зависит от утончения сознания; только эти врата ближе всего к сердечному царству. Маловеры, желающие вложить пальцы в раны Света, не могут открыть сердце своё для молниеносного познания. Истинно, испытывайте всё сущее! Но без сияния сердца испытания эти будут как тление вчерашнего дня.
Не отвлечённо слово о познании сердцем. Кто не может понять это утончение, как же постигнет высшие слои Тонкого Мира? Без этого познания духовного как же путник войдёт и примет тонкий Эфир, питающий тело высшее? Непригодно будет познание призраков, которые окутывают своим покровом разложения. Так испытывайте Мир сердцем.
Мир Огненный II
335. Сказано — роскошь должна покинуть человечество. Недаром сами люди так обособили это понятие. Ничем не заменить его. Роскошь — не красота, не духовность, не совершенствование, не созидание, не благо, не сострадание, никакое доброе понятие не может заменить ее. Роскошь есть разрушение средств и возможностей. Роскошь есть разложение, ибо все построения вне ритма будут лишь разложением. Можно достаточно видеть, что роскошь мирская уже потрясена, но нужно найти согласованное сотрудничество, чтобы излечить заразу роскоши. Самость будет возражать, что роскошь есть заслуженное изобилие. Также скажут, что роскошь царственна. Будет это клевета. Роскошь была признаком упадка и затемнения духа. Цепи роскоши самые ужасные и для Тонкого Мира. Там нужно продвижение и постоянное совершенствование мысли. Явление загромождения не приведет к следующим Вратам.
447. Зародыш духа, конечно, не начинается с человеческой эволюцией, но проявление его относится к несказуемому огненному процессу, потому примените к человеку слово — возжение духа. Именно, дано человеку возжение огня, который пребывает во всех проявлениях творчества. Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжжет дух, тот не выполнит назначения. Именно само усовершенствование, прежде всего, заключается в сознании проявления духовности. Не будет приближения к Миру Огненному без проявления духовности. Нужно это запомнить всем.
Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало.
Мир Огненный III. 499. Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться, именно, возвышенно прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжей, не будет лжецом и трусом. Он познает труд, как необходимый способ совершенствования, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна.
Братство  171. Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей — так знает каждый домохозяин. Совершенно также и в применении психической энергии нельзя насиловать ее, но следует принять ее проявления достойно. Пусть невежды толкуют о нежелательности применения психической энергии. Когда уже энергия работает, тогда невозможно отрицать ее, и остается найти ей естественное приложение. Пусть ученые скажут, что произойдет, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением.
Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается, как духовность.
Надземное
225. Урусвати знает, что иногда вибрации пространственные достигают такого напряжения, что делаются схожими с земными трепетаниями. Трудно различить такие сотрясения, но нужно помнить, что у Нас особенно ощущаются такие сотрясения, и все, соединенные с Нашим проводом, должны ощущать такую напряженную вибрацию.
Обычно говорят о синтезе науки и духовности, но оба понятия остаются неопределенными. Между ними требуется некий огонек, называемый восхищением, без него и познание, и сама духовность останутся мертвыми и не соединенными.
Не следует удивляться, что духовность может быть мертвой — поистине может. И часто мы встречаем людей, преисполненных всеми качествами духовности, но, тем не менее, в жизни они остаются холодными и недействующими. К чему послужит им когда-то заработанная духовность? Она как прокисшее молоко, из которого можно приготовить многие продукты, но уже невозможно вернуть к чистому состоянию молока.
Также и познание нельзя оставить в механических ограничениях. Повторяю, что огонь восхищения есть лучший связующий мост. Он же является и средством равновесия среди бурь пространства.
Когда Мыслитель говорил: «Не бойтесь, не отвращайте взора от смятения земного», — Он знал значение взора восхищения.
852. Урусвати знает сущность веры. Говорят о слепой вере, но Мы утверждаем веру зрячую. Вера есть знание, но и знание делится на умственное и сердечное. Нелегко людям различать, где явлена граница такого знания, но они должны понять, что знание сердечное очень трудно приобрести, если не было накоплений надземных.
Поистине, невозможно преуспеть в Надземном Мире, если огненный магнит сердца не возгорелся. Нужно усвоить, насколько можно восполнить развитие такого магнита в Мире Надземном, ибо он должен просиять в жизни земной.
Много способов измышляли люди, чтобы искусственно возжечь магнит. Другие полагали, что лишь духовное развитие способствует развитию магнита, — они ближе к цели. Не могут телесные движения создавать духовность. Только мысленное упражнение дает возвышенное сердечное знание. Но как вы разъясните людям, что каждый день и час важен для надземного достижения? Ум мешает сердцу и уносит ценные прозрения.
Мыслитель говорил кратко: «Знаю, верю».
Письма Елены Рерих I
Письма I, 19. 6. 33 »
Также я не согласна с существующим утверждением, что греческое искусство лишено духовности. Считаю, что духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему являются их высокая философия и целая плеяда величайших деятелей, творцов и величайших мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить красоту. Так как искусство, прежде всего, является выразителем особенностей или характера народа и условий природы, в которых оно зародилось и развилось, то очень часто оно остаётся непонятым народами, живущими в иных условиях и сложившими иные качества. Мраморная греческая статуя может явиться диссонансом в нашей обстановке и северной природе, но она была прекрасна под горячим солнцем, на пурпуровых песках и на фоне бирюзовых вод и тёмных кипарисов Греции.
Письма I, 5. 5. 34 »
Также правильнее и понятнее было бы сказать, что человек в самом начале своей земной эволюции не обладал интеллектом, но по своей духовной организации он превосходил нас. Ведь духовность, прежде всего, есть сознание. Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделён сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны. Правда, в Тонком Мире можно наблюдать полусознательные и даже бессознательные посмертные состояния, но только в тех случаях, когда духовность или спит, или отсутствует; когда человек, в своих земных жизнях, не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека, владеющего яснознанием. Именно, лишь в случае богочеловека или Архата, при объединении разума с духовным сознанием, можно применить термины — яснознаниеясновидение и яснослышание. Потому, говоря о духовности первобытного человека, лучше заменить эти термины просто духовным сознанием, духовным зрением и слухом.
Конечно, всё это было до сих пор затемнено намеренно, ибо человечество не было готово принять во всей чистоте красоту этого космического закона. Но теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель. Потому и этот сокровеннейший космический закон должен начать постепенно входить в сознание людей и тем обуздать и очистить нашу ужасную половую разнузданность.
Письма I, 21. 7. 34 »
Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определённо ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, ещё редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое — синтетическое, или духовность. Астральные чувства живут так же, как и физические, но в своих тонких излучениях. Нельзя рассматривать их отдельно, единство являет свою согласованность. Существует полное соответствие между тонким телом и земным. Потому аксиому «как вверху, так и внизу» нужно всегда иметь в виду.
Письма I, 11. 8. 34 »
Вы спрашиваете — почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отвечу — ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Закон Иерархии непреложен, ибо он есть закон космический. Никто не может перескочить через звено, установленное космическим законом и Великими Учителями. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их… Потому будем чтить каждого, приносящего Свет Учения. Приведу один яркий пример заслуги преданности. В Великой Общине находится один Брат, бывший известным химиком в ХVII веке. Во время своей земной жизни Он имел слугу, преданного Ему душой и телом, который почти всю свою жизнь прошёл с Ним, работая при Его лаборатории, и вот этот слуга, несмотря на своё сравнительно малое интеллектуальное развитие, но благодаря глубокой преданности своему господину, после своей смерти мог быть привлечён в Общину и сейчас в тонком теле по-прежнему помогает своему господину и Гуру в Его работах. Именно, преданность творит чудеса, она есть первое качество, определяющее духовностьДуховность немыслима без этого качества.
Письма I, 17. 8. 34 »
Как мотто я поставила бы — «Духовность, Подвиг, Красота»; эта троица вмещает в себе всё.
Кроме того, не только по стихиям и основному светилу, под лучами которого зародилось зерно духа (не личность), должны сочетаться люди, но существует ещё основной космический закон, называемый космическим правом. Так легенда о половинчатых душах имеет глубокое основание. И этот закон начертан в светилах. Древние знали, как читать эти начертания. Ключ к ним хранился у высоких Посвящённых. Но сейчас это знание в руках развращённого человечества принесло бы больше горя и бедствий, нежели пользы и счастья. Потому Великие Учителя так стремятся скорее пробудить духовность и расширить сознание, чтобы затем вооружить человека знанием великих законов. Вот почему приходится указывать на эти законы как доступные лишь науке будущего. Но указывать на их существование следует, нужно, чтобы мысль привыкала работать и в этом направлении.
Письма I, 12. 12. 34 »
Наивные люди обычно полагают, что тёмные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Так действуют лишь тёмные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света и с нашими формулами на устах. Тёмные всегда действуют по сознанию своих жертв, и, надо отдать им справедливость, действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв. Обычно жертвы эти набираются из лиц, порабощённых самостью и самомнением и стремящихся лишь к собственной выгоде; таким людям недоступно понимание самоотверженного подвига, следовательно, и истинная духовность. Потому распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет.
Письма I, 11. 1. 35 »
Вы говорите, что «непрерывность сознания есть необходимое условие для его развития». Я внесу дополнение. Конечно, непрерывность сознания необходима для его развития, но понятие такой непрерывности очень относительно. Разве не наблюдаем мы эту относительность непрерывности сознания здесь, на Земле, в чередующихся состояниях сна и бодрствования? Число людей, которые сохраняют непрерывность чёткого и бодрствующего сознания при переходе в Тонкий Мир, хотя бы в средних слоях его, не так уж подавляюще велико. Многие при переходе засыпают или влачат там полусознательное и тягостное существование. Вариации в состояниях сознания беспредельны. Именно, столько стадий сознаний, сколько ступеней в Беспредельности, и наоборот. Вполне сознательны в Тонком Мире лишь те, кто при жизни создали связь с мирами высшими через сердечное устремление к эволюции и к сохранению такого сознания. Так материалист, при самом развитом интеллекте, но отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в мирах высших, может и не иметь сознательной жизни в высших слоях Мира Тонкого, ибо, не создав, не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечён в вихрь земного притяжения, и в полусознательном или бессознательном состоянии будет ожидать нового воплощения. Конечно, можно представить себе, каково будет это новое рождение, ибо, исключая случаи высоких духов, такое почти немедленное возвращение на Землю — нежелательно. Как Вы знаете, пребывание в Тонком Мире имеет великое значение для питания и усиления и претворения накопленных энергий в духовные силы. Потому можно представить себе, какое происходит разложение духовной сущности при длительном отсутствии такого питания.
Письма I, 12. 4. 35 »
Теперь о чакрах. Как Вы знаете, всех чакр или огней 49. В Агни-Йоге упомянуты 21, ибо открытие и трансмутация 21 центра влечёт за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведёт лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже — при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения прежде всего устанавливается длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под своё наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для раздражения нервных центров, но, в лучшем случае, достигнем лишь жалкого психизма или же разовьём медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии, и, таким образом, легко можем стать добычею любого одержателя. Вы хотите знать, где помещаются чакры. Принято перечислять семь главных чакр. 1) Муладхара-Кундалини, помещающаяся у основания спинного хребта. 2) Свадиштхана-чакра — в животе, между основанием спинного хребта и пупком. 3) Манипура-чакра, или солнечное сплетение. 4) Анахата-чакра, или центр «чаши». 5) Вишуддхи-чакра, или центр гортани. 6) Аджна-чакра, или третий глаз. 7) Брамарандра-чакра, или центр «колокола» в темени. Но, конечно, в одном мозгу их гораздо больше. Редко когда перечисляются центры оплечий, скул, лёгких, запястий, почек и т. д.
Письма I, 31. 5. 35 »
5) Нельзя говорить о совершенстве человека в первых двух расах, ибо совершенство это находилось в нём в потенциальном состоянии. Если во второй половине третьей расы цивилизация на нашей планете была так высока, то только потому, что тогда на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители, и потомство Их уже получило искру, пробудившую умственные способности. В этом потомстве начали работать те центры, которые ещё находились в бездействии у большинства человечества. Именно, эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве. Так, если в первых расах преобладала духовность, то, тем не менее, в том состоянии назвать человека совершенным было нельзя, ибо в нём отсутствовала способность мышления. Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарённый светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом. Лишь дух, прошедший бесчисленные формы и существования, может накопить тот опыт, ту основу чувств и воображения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества. Так разумение, озарённое духовностью, есть, истинно, дар Божий. Как гласят все восточные учения — «нет Бога, который не был бы когда-то человеком», или «все боги должны пройти через человеческую эволюцию».
Письма Елены Рерих II
Письма II, 15. 10. 35 »
Лишь духовность и подвиг приближают нас к высшему достижению, к Архатству. Утвердившись на правильном пути, г-жа Х. сможет действительно помогать людям, но в том состоянии, в каком она находится сейчас, она будет лишь открывать двери в низшие слои Тонкого Мира и вовлекать несчастных жертв в опасность одержания. Нет ничего обманчивее видений из Тонкого Мира. Истинно, частичное знание или частичная истина опаснее неведения. Так проявите сострадание, но не увлекайтесь медиумами и, прежде всего, не старайтесь видеть в них привилегированных существ.
Потому величайшее заблуждение называть медиумистические способности духовными достижениями. Именно, это антипод духовности. Духовностьзаключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов. Не унижайте величайшую ценность мира. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирождённой мудростью.
Письма II, 16. 11. 35 »
6. Буддхи — духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души; проводник, через который проявляется Атма.
Письма II, 4. 2. 36 »
Также писала я, как губительны концентрации на каком-либо центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует один центр за счёт остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Владыки над всеми центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счёт другого. Правильное развитие или эволюция лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и, при частом прибегании к нему, может окончиться параличом. Ни один медиум не может называться Агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к принятию огненной чаши. «Медиумизм как капля мутной воды в огненной чаше Агни-йога».
Письма II, 16. 4. 36 »
Потому, зная о всех опасностях, я всегда против широких заманчивых оповещений, как путём механических упражнений стать сверхчеловеком!! Ведь именно невежественные люди прибегают к этим способам, в результате чего часто пробуждают в себе дремавшие в них медиумистические способности или низший психизм (духовность не достигается никакими механическими упражнениями) и таким образом становятся жертвами разных одержателей самого различного калибра. Сейчас как восточный, так и западный рынок завален дешёвыми руководствами, как развить в себе необычайные способности. Причём ни в одной из подобных вреднейших книжечек не указываются параллельно и все опасности, связанные с оповещёнными методами. Потому можно пожалеть, что автор указанной Вами прекрасной статьи не упомянул в ней о необходимой осторожности.
Письма II, 17. 4. 36 »
Будьте осторожны со многими болями и не приписывайте все их именно священным болям. Вы ещё молоды, и многие священные боли преждевременны, притом и атмосфера города не благоприятствует подобным явлениям. Потому очень прошу Вас, следите за Вашим здоровьем. Сейчас все воины Света должны сражаться и днём и ночью, ибо Армагеддон ужасен. Так будьте бережны и не допускайте никаких эксцессов, они ни к чему не приведут, кроме разрушения здоровья. Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом. Стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути.
Письма II, 24. 5. 36 »
Но напрасно думаете Вы, что пранаяма сама по себе так много значит. Правильное дыхание полезно всегда, но те упражнения, которые советуются всякими безответственными самозваными йогами, крайне опасны. Об этом я уже много писала, но, видимо, снова приходится возвращаться к этому вопросу. Потому ещё раз напомню, что в Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил своё сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведёт даже к первым вратам истинного знания. Пранаяма может развить медиумизм, который есть закрытие Врат. Долгие упражнения в пранаяме или в Хатха-Йоге делают невозможным занятия Раджа-Йогой. Все психические силы, развитые путём пранаямы, путём искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим, и далеко не высоким, о чём свидетельствуют все видения психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность. Именно, как сказано в Учении, «психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет возможности приближения к Великому Учителю. Вот почему Учение начинает и кончает областью духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего психизма. Конечно, путь духовности, путь царственный, гораздо труднее и медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в «чаше». Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим путём, и развиваются они на всех семи кругах, т. е. на всех планах от высшего до низшего, и, сливая их воедино, путь этот оберегает великий синтез. Ни один Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои астрала путём механических упражнений. Не следует делать себе в этом никаких иллюзий, ибо иначе легко можно получить учителя, персонификатора из этих слоёв. Сколько предупреждений по этому поводу написано было Е. П. Блаватской! Конечно, именно это обстоятельство и создало ей столько врагов среди медиумов и психиков, но она исполняла возложенное на неё поручение указывать на вред спиритизма, главным образом, вследствие невежественного к нему отношения во всех слоях общества. На личном опыте знаю, как враждебно принимаются все такие указания и предупреждения.
Письма II, 7. 1. 37 »
Пусть учёные скажут, что произойдёт, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность».
Письма II, 23. 10. 37 »
Так, тень, будучи противоположением света, всегда рассматривалась народами Востока как понятие тёмное и потому враждебное. Отсюда выросло понятие, что совершенная духовность не имеет тени. Среди многих племён Азии существует убеждение, что Дэвы не отбрасывают тени, потому и святой человек не должен иметь её. Основу такого убеждения следует искать в учении о первых эфирообразных расах человечества и тонких сферах, ибо высокая сущность Тонкого Мира, будучи сама источником света, не может отбрасывать тени.
Письма II, 23. 4. 38 »
Вы спрашиваете — могут ли быть молнии-мысли у людей? Несомненно, ибо каждая чёткая и напряжённая мысль даёт огненную вспышку, значит, при духовном росте и необходимом напряжении психической энергии, огненные вспышки могут стать молниями. Только духовность для этого должна быть высока.

(подборка сделана  с использованием возможностей сайта agniyoga.org)



Комментариев нет:

Отправить комментарий