понедельник, 31 июля 2017 г.

Из писем Е.И.Рерих

ВОПРОСЫ О ДУХЕ И ДУШЕ

Теперь вопросы о духе и душе. (Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в теософской литературе.) В разных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический, принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой, в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует Пятый принцип Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, который в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело, или духовную душу, духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа, соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и Высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.

Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта. Да, конечно, закон кармы очень сложен, и нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Книга: Письма. Том III (1935г.)
197. Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 8 октября 1935 г.

четверг, 22 июня 2017 г.

Видеодоклады Яндекс-конференция 30.05.2017

посмотреть доклады

Друзья, мы рады поделиться с вами фоторепортажем с YaC 2017. 30 мая в конгресс-центре «Технополис» собралось 2300 гостей. Спасибо, что пришли послушать и поговорить о применении технологий в маркетинге, медиа и медицине! Ищите себя на фотографиях, отмечайте коллег и знакомых ;)

Напоминаем, что видеозаписи докладов можно посмотреть на странице конференции bit.ly/yac2017_fb или же на нашем канале в YouTube:

Маркетинг и медиа: bit.ly/yac2017_1
Digital health: bit.ly/yac2017_2
Специальная онлайн-программа: bit.ly/yac2017_3

вторник, 16 мая 2017 г.

Вариант будущего?

Журналистика и искусственный интеллект: 2027 год

Предполагается, что к 2027 году редакции будут широко использовать системы искусственного интеллекта. Columbia Journalism Review по следам соответствующего отчета  описывает будущее журналистики через 10 лет.

Исследование предполагает, что ИИ сможет не только писать некоторые новости, но и поможет журналистам выявлять паттерны и тренды из нескольких источников; превращать данные и устную речь в текст; текст в аудио и видео; вычленять эмоции из текста; анализировать изображения на предмет объектов, лиц, текста, цветов — и так далее.

Для журналистики, привлекающей весь этот арсенал, предлагается новый термин — «дополненная журналистика» (augmented journalism). Предполагается, что успех издания все равно будет зависеть от журналистов, умело применяющих инструменты, а не от роботов.

Дается краткое (и невероятное) описание дня журналиста в 2027 году.

В 8 утра журналист, освещающий проблемы окружающей среды, едет в беспилотном автомобиле в ньюсрум.  Сенсоры, которые он разместил в Спрингфилде, передают на экран такси, что воздушная среда в Спрингфилде на 10 процентов хуже, чем обычно. Журналист отправляет пару дронов для забора проб воды и воздуха.

В 8:30 приходит оповещение от мониторинга социальных сетей — пользователи чаще говорят о загрязнениях в Спрингфилде и приступах астмы у детей.

В 9 утра в ньюсруме журналист запрашивает у своего компьютера голосом результаты тестов от дронов. Он связывается с одной из матерей из Спрингфилда и организует интервью.

В 10 утра он использует шлем смешанной реальности, чтобы рассмотреть сотни свежих фотографий Спрингфилда и видит, что видимость (показатель загрязнения) ухудшилась, а сильнее всего это заметно около новой фабрики.

Он собирает изображения с автоматических камер региона и с помощью алгоритмов компьютерного зрения сравнивает изменение видимости на фотографиях с течением времени.

11 утра. Журналист  просматривает правительственные записи. Ему помогает искусственный интеллект. Они обнаруживают, что в других местах владельца фабрики оштрафовали за манипуляции данными проверок на уровень выброса вредных веществ.

Он звонит пиарщикам фабрики, по результатам разговора ему кажется, что те что-то скрывают. ИИ считает, что голос на том конце звучит неуверенно и нервно.

Полдень. Голодный журналист просит доставку посоветовать рецепт, основанный на любимых ингредиентах. Система оптимизирует предложение, а через 20 минут дрон сбрасывает на площадку у окна ньюсрума еду.

13:00. Сытый журналист прочесывает другой набор правительственных записей. Он обнаруживает родственную связь между владельцем фабрики и проверяющей в Спрингфилде. На эту связь указал ему алгоритм, а журналист сделал выводы.

14:00. Журналист надевает шлем виртуальной реальности и запускает два дрона в район фабрики. Он обнаруживает источник выхлопа и акцию протеста. Искусственный интеллект оценивает размеры толпы, а также накладывает тепловую карту, помогающую найти источник загрязнений.

Он едет на фабрику, но к интересующему его месту пройти не может — охрана не пускает. Он опрашивает пару рабочих, те говорят, что с момента открытия фабрики не видели инспектора.

15:00. Журналист останавливается в местном кафе, чтобы поговорить с матерью двоих детей-астматиков. Искусственный интеллект анализирует запись и считает, что женщина была искренней.

16:00. Журналист снова звонит на фабрику, но представитель отказывается от комментариев. Он натравливает на предыдущие пресс-релизы автоматического помощника и выясняет, что никто и никогда не извинялся и ранее.

17:00. Журналист диктует материал приложению на смартпьютере. Тот форматирует и «вычитывает» историю. Редактор получает уведомление, просматривает материал и одобряет выпуск. Статья, на диктовку которой понадобилось несколько минут, распространяется на все возможные платформы.

воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Физики доказали возможность существования машины времени


http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1361-6382/aa6549/meta;jsessionid=F0836BB9CB9CAE5578D9E6B7E07F4CF5.c1.iopscience.cld.iop.org#

29.04.2017 | Автор: interfax.by

Физикам удалось создать математическую модель машины времени, используя кривую пространства-времени, и доказать теоретическую возможность путешествий в прошлое или будущее, сообщает портал "Моя планета" со ссылкой на Science Alert.

Фокус заключается в том, что с помощью кривой пространства-времени выбранный временной отрезок «сгибается» вокруг гипотетических пассажиров, помещенных в капсулу, которая проскальзывает в прошлое или будущее, двигаясь со скоростью света. 

Модель отвергает идею взгляда на Вселенную как на трехмерное пространство с отдельно существующим четвертым измерением и призывает охватить все четыре измерения одновременно. Это позволяет представить пространственно-временной континуум, когда различные пути в ткани пространства-времени связаны друг с другом. 

Теория относительности Эйнштейна связывает гравитационные эффекты во Вселенной с искривлением пространства-времени. Если бы пространство-время было плоским, планеты перемещались бы по прямым линиям. Однако, в соответствии с теорией относительности, геометрия пространства-времени искривляется вблизи объектов с высокой массой, что и приводит к тому, что планеты вращаются вокруг своих звезд.

«Люди привыкли считать путешествия во времени фантастикой. И мы тоже склонны так думать, потому что в реальности этого не делаем. Но математически это возможно», — отметил физик-теоретик Бен Типпетт из Университета Британской Колумбии в Канаде.

Вместе с коллегой, астрофизиком Дэвидом Цангом из Университета Мэриленда, Типпетт применил Общую теорию относительности Эйнштейна, чтобы создать математическую модель, которую назвали TARDIS.

Типпетт и Цанг уверены, что не только физическое пространство может искривляться, но ткань времени тоже меняет направление вблизи объектов с большой массой. Астрофизикам уже известно, что по мере приближения к черной дыре время движется медленнее.

Исследователи уверены, что создать осязаемую «машину времени», как у Дока из фильма «Назад в будущее», не так уж сложно. Осталось отыскать материалы, которых пока человечество не нашло. 

среда, 12 апреля 2017 г.

эффект тестирования - особенности

«Есть вопрос»: неожиданный секрет эффективного обучения

Кристиан Джаррет в блоге Британского психологического общества рассказывает, как предварительные вопросы помогают лучше усваивать новые знания

https://digest.bps.org.uk/2017/04/06/heres-a-simple-way-to-boost-your-learning-from-videos-the-prequestion/

В психологии хорошо известен «эффект тестирования»: он гласит, что отвечая на вопросы о том, что вы узнали, вы лучше усваиваете материал, нежели просто при более длительном изучении. Тестирование полезно, потому что укрепляет материал в памяти, а если мы не можем ответить на какой-то вопрос, то это помогает сделать повторение материала более целенаправленным.

Менее известен и менее понятен эффект «предварительных вопросов» — вопросов, на которые вы пытаетесь ответить прежде, чем начнете изучать выбранный предмет. Новое исследование, опубликованное в Journal of Applied Research in Memory and Cognition, предполагает, что ответы на предварительные вопросы могут быть простым и действенным способом повысить эффективность обучения с помощью видеороликов и, возможно, коротких лекций.

Шана Карпентер и Александр Тофтнесс попросили 85 студентов посмотреть короткий видеоролик об истории острова Пасхи. Видео было разбито на три сегмента продолжительностью около двух минут, и перед каждым сегментом половина студентов пыталась ответить на два предварительных вопроса, которые касались предстоящего видеоконтента, например, «Сколько семей изначально обосновались на острове Рапа Нуи?» (студенты почти всегда отвечали неправильно). Другие студенты выполняли роль контрольной группы и просто нажимали пробел, чтобы перейти к новому сегменту видео.

После просмотра всего видеоролика все студенты ответили на 12 вопросов об истории острова Пасхи. Для группы предварительного обсуждения 6 вопросов были уже знакомы, они пытались ответить на них ранее, остальные 6 были новыми и касались различной информации. Студенты контрольной группы все вопросы видели впервые.

По итогам теста группа предварительного обсуждения превзошла контрольную группу, ответив правильно не только на большее количество предварительных вопросов, но и на 6 новых вопросов, которые они не видели раньше.

Исследователи полагают, что предварительные вопросы, вероятно, дают такие преимущества, потому что они выступают в качестве «ориентирующего устройства», направляя зрителей к поиску конкретной информации и, возможно, также потому, что снижают самодовольство зрителей и их чрезмерную уверенность в своих знаниях, побуждая их быть более внимательными.

Эти новые результаты служат дополнением к предыдущим исследованиям, которые изучали преимущества предварительных вопросов при изучении текста. Их результаты были смешанными. В некоторых прошлых исследованиях звучал вывод, что хотя предварительные вопросы и могут помочь в изучении информации, касающейся этих вопросов, они делают это за счет другой информации в тексте — возможно, потому, что читатели пробегают глазами текст, чтобы найти ответы именно на эти вопросы. Однако, когда читателям предлагается обратить внимание на весь материал (например, их просят оценить степень понимания каждого абзаца), было видно, что предварительные вопросы приносят пользу без какого-либо ущерба.

Карпентер и Тофтнесс считают, что предварительные вопросы могут особенно помогать при видео-обучении, потому что зрителям не так просто мысленно «пробежать» видеоматериал, чтобы найти ответы на нужные вопросы. Поэтому они более внимательны при просмотре всего видео, чем когда им не задают предварительных вопросов. Аналогичные преимущества могут возникать при прослушивании коротких — но не длинных и сложных — лекций. Когда разрыв между предварительными вопросами и материалами, которые необходимо изучить, слишком велик, преимущества могут исчезнуть.

Нужно провести больше исследований, чтобы определить, когда и почему предварительные вопросы могут быть полезны, как долго эти преимущества могут сохраняться, а также когда они могут иметь какие-то издержки. Конечно, еще одна проблема с точки зрения обучающегося заключается в том, что в идеале нужен кто-то, кто составит несколько подходящих предварительных вопросов.

На популярном обучающем видео-сайте TED-Ed все видео представлены с набором дополнительных вопросов, на которые вы должны ответить после того, как закончите просмотр. Новые результаты о преимуществах предварительных вопросов говорят, что, возможно, вам стоит попытаться ответить на эти вопросы прежде, чем смотреть видео, а также после просмотра. А возможно, если TED-Ed узнает об этом исследовании, вскоре они представят вопросы, предназначенные как до, так и после просмотра видео.

Оригинал

BPS RESEARCH DIGEST 12 АПРЕЛЯ 2017

суббота, 8 апреля 2017 г.

Правило 30 секунд

Действует!)) 

Просто попробуйте применять это правило в течение нескольких месяцев и увидите, как изменится ваша жизнь. Вот несколько преимуществ и особенностей этого способа. 

1. Это не подробные записи.   Не думайте, что вам хватит 30 секунд, чтобы записать всё, что происходило, например, на двухчасовой встрече. Это правило сильно отличается от заметок, которые вы делаете, чтобы не забыть важные пункты или подробно описать встречу. Скорее, это похоже на интерпретацию, обозначение приоритетов и решений.

2. Это сложная работа.   Решать, что важнее всего, действительно трудно. Очень хочется отмазаться от записей тем, что вы и так всё запомнили. Ваш мозг пытается уклониться от этого «спринта на 30 секунд», но не поддавайтесь)

3. Детали — ловушка.   Мы так часто «запоминаем всё», что это отсеивание деталей превращается в настоящее искусство. Но ограничение по времени помогает нам сделать это более эффективно. Всего 30 секунд помогают записать только самое главное без отвлечения на детали.

4. Надо действовать быстро.  Если подождать пару часов после события, вы можете вспомнить факты, но упустить нюансы. А это чревато ошибками в вопросе «Что важнее?».  Например, после встречи вы можете забыть тон голоса собеседника или то, что большинство ценных идей пришло после одного простого предложения, в общем, мелкие, но значимые детали.

5. Учимся слушать и задавать правильные вопросы. Если вы приучите себя к правилу 30 секунд, это повысит вашу концентрацию в то время, как вы слушаете кого-то, и поможет сразу отмечать в его словах основную мысль без словесного кружева.  Это как научиться слышать один инструмент в целом оркестре и определять звук в полной какофонии. Вы будете слушать лучше, задавать верные вопросы и получать полезные ответы.

6. Вы сможете помочь другим людям Поскольку, благодаря правилу, вы научитесь улавливать в разговоре самую суть, станет понятно, что нужно другим людям и как можно решить их проблемы. А это, в свою очередь, поможет наладить контакты и лучше совместить ваши интересы в будущем.

7. Со временем становится легче Первое время вам будет достаточно трудно выложить всю суть в 30-секундном отчёте, но чем дольше вы практикуете эту технику, тем более простой, полезной и даже забавной она становится.

(копирайт - Просторы Интернета:)) 

пятница, 7 апреля 2017 г.

про голосовые технологии

Свежее исследование про настоящее и будущее голосовых технологий. Там, как положено, всякие разной степени полезности цифры и факты в приличных дозах: "41% тех, кто использует голосовой ввод, прибегают к нему тогда, когда им лениво", "58% пользователей Алексы считают, что голосовые технологии сделают людей умнее". 
Но самое интересное - ближе к концу исследования. Оно про эмоциональный контакт, и оно свидетельствует, сюжет фильма Her ("Она" в нашем переводе) становится реальностью в той части, которая описывает поведение человека. Люди начинают привязываться к своим голосовым ассистентам. Испытывать к ним эмоции как к людям. "26% регулярных пользователей голосовых ассистентов испытывали сексуальные фантазии на тему этих ассистентов" Все-таки антропоморфизм - страшная (во всех смыслах слова) сила. И надёжный поставщик клиентов психологам и психоаналитикам. 
http://www.mindshareworld.com/sites/default/files/Speakeasy.pdf
(аннотация - Андрея Себранта, Яндекс)