четверг, 2 февраля 2017 г.

Про смартфоны и планшеты в обучении


Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты. Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала.
https://iq.hse.ru/news/201190162.html

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
 
Диана Королева, младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

В большинстве школ действует запрет на использование гаджетов на уроке. Учителя полагают, что играть в игры, слушать музыку и общаться в чатах ученики могут во внеурочое время. Между тем, смартфоны и планшеты могут стать помощниками в деле получения знаний. Так, почти три четверти московских подростков 16-18 лет используют мобильные устройства на уроке для доступа к образовательным ресурсам, выяснили в ходе исследования Катерина Поливанова и Диана Королева. Они опросили 3194 человека. Результаты исследования были представлены в статье «Социальные сети как новая практика развития городских подростков».

Чем полезен гаджет

85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Тем не менее, педагогическому сообществу стоит пересмотреть свое отношение к гаджетам, считают ученые. На то есть несколько причин.

Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Дети одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке. Преподаватели запрещают, а дети все равно заходят в карманные компьютеры.

Во-вторых, сйчас уже наработаны форматы эффективного обучения с помощью гаджетов (подробнее см. статью «Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе»).

Среди таких форматов, например:

  • BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси собственное устройство»). Ученикам предлагают использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов.

Плюсы формата: Школьники получают информацию в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты) и охотнее учатся. Они увереннее управляют собственным образованием и за пределами класса.

  • Формат «перевернутого класса» (flipped classroom). Изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома ученик через интернет просматривает теоретическую часть, предложенную преподавателем, часто в формате мультимедиа. На уроке же делаются практические задания.

Плюсы формата: Это высвобождает больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Проболевшие ученики легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. Кроме того, к такому ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.

  • E-learning: электронное обучение. Это уже не отдельные технологии, а создание целостной среды, которая включает учебу с помощью мобильных устройств (mobile learning, или m-learning) и обучение на основе интернет-технологий (web-based training, WBT).

Плюсы формата: Можно учиться дистанционно: консультироваться и получать оценки. Возможно и самообразование, например, через массовые открытые онлайн-курсы — MOOCs (см. Путеводитель по онлайн-ресурсам для самостоятельного образования).

Дети выбирают карманные компьютеры

Подростки чаще выходят в Сеть через личные устройства, причем даже дома. Так ответили 50% опрошенных. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер.

На фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств. Да и доступ к школьной технике есть зачастую только на уроках информатики. А смартфон — всегда под рукой.

В такой ситуации школе грех не воспользоваться полезными опциями карманных компьютеров детей. Тем более, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. Так, 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не ответ на один вопрос — о целях использования смартфонов).

По сути, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них «формат» многозадачности — совмещения разных видов деятельности. Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игры в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь не разделяется на онлайн и офлайн.

Параллельная реальность

Жизнь онлайн (например, пребывание в соцсетях) у подростков не стоит считать некоей «отдельной территорией», выяснили ученые. Напротив, онлайн- и офлайн-общение перетекают друг в друга. Для детей, во всяком случае, резкого «водораздела» здесь нет.

В ходе исследования школьников просили вести дневник онлайн- и офлайн-событий. К первой группе относились эпизоды, когда ребенок пользовался гаджетом или компьютером (бродил по интернету, общался в соцсетях и пр.). Во второй группе перечислялись события, не связанные ни с какими устройствами.

«Онлайн-активность, будь то просмотр сайтов, прослушивание музыки или общение в социальных сетях происходит параллельно с присутствием в школе на уроках, с общением с родителями, одноклассниками и друзьями, гулянием и поездками на транспорте», — установили исследователи. Вот характерный пример. «Обычно, когда я завтракаю, то... беру телефон и, может быть, играю в игру и кушаю одновременно», — рассказала школьница.

Впрочем, есть своего рода «красные зоны», когда подросток сам отказывается от бегства в параллельную реальность, уточняют исследователи. Например, если происходит что-то важное во время общения с друзьями или в школе идет интересный/сложный урок.

Девайсы не снижают успеваемость

В СМИ часто звучит мысль о том, что гаджеты отвлекают детей во время уроков, что влияет на успеваемость. Казалось бы, это логично. Однако в исследовании такой связи (между достижениями учеников и интенсивностью использования девайсов на уроке) не обнаружено.

Ученые проверили, действительно ли мобильные телефоны, а именно развлекательные приложения, — это «прерогатива условных троечников», которые раньше считали ворон на уроке, смотрели в окно, а теперь погружены в свои гаджеты. Но такая корреляция не выявлена, рассказала Диана Королева. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона, — отмечает исследователь. — Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию». То есть все подростки в этом плане «мобильны и автономны», резюмирует Королева.

Несколько особняком стоят только участники олимпиад. Они реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметным олимпиадам и максимально вовлечены в учебу на уроке.

Вето на планшеты тормозит прогресс

На фоне постоянного присутствия гаджетов в жизни детей школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Такой консерватизм влияет на три важнейших аспекта школьной жизни:

  • страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учениками. Дети, со своей стороны, привыкают игнорировать школьные правила. Растет их отчуждение от школы.
  • инновации в образовании пробуксовывают. Учителя, которые применяют новые обучающие технологии на уроке, оказываются «белыми воронами» в преподавательском коллективе. Им трудно работать.
  • образование медленнее меняется к лучшему. 

В то же время, некоторые признаки изменения позиции школы налицо. Преподаватели и ученики чаще задействуют электронную почту для общения, учителя задают домашние задания, которые нужно выполнять онлайн или с использованием интернета, отметили исследователи.

См. также:

Подростки редко откровенничают в соцсетях

Родителей и детей разделяет масс-культура

Коммуникации в интернете стали больше напоминать монологи

понедельник, 30 января 2017 г.

Святослав Рерих "Искусство и Жизнь"

День Памяти Святослава Рериха

С.Рерих Канченджанга (1950г.)
  По мере нашего духовного роста наш кругозор будет расширяться, и мы соприкоснемся с иными сферами бытия. Вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами – людьми, намного опередившими нас в своем развитии. Но одно нам следует всегда помнить: мы не можем предъявлять никаких требований, в духовном смысле, никакому другому существу. Любое продвижение должно быть результатом наших собственных усилий и наших собственных достижений. По мере нашего роста многое будет нам открыто, но эти открытия должны прийти естественным образом, и мы никогда не должны ожидать каких-то откровений, лежащих за пределами наших достижений и не заслуженных нами.

   Только возвышая свое собственное состояние, повышая интенсивность вибраций, можем мы надеяться войти в контакт с другими мыслящими существами, передающими нам то, что мы готовы воспринять, на что способны настроиться и чего заслуживаем. Большинство людей думают, что если вести добродетельную жизнь, то иные силы оказываются в своего рода долгу перед человеком. Точно ему за это что-то причитается. Точно можно и должно с полным правом на что-то рассчитывать. Это эгоистическое заблуждение порождено превратным толкованием того факта, что добродетельная жизнь достойна похвалы. Это эгоистическая и невежественная позиция тех, кто рассчитывает извлечь выгоду из любого своего незначительного усилия.

    Привязанность к внешним формам жизни развивается совершенно незаметно и постепенно вытесняет понимание высшего смысла бытия, крепко удерживая нас во все более затягивающихся путах наших собственных слабостей. Именно по этой причине мы должны суммировать и критически оценивать наше продвижение и мысли. Это крайне необходимо во все периоды нашей жизни. Чтобы внутренне освободиться от всех ненужных оков жизни и отдавать больше времени развитию и культивированию внутреннего человека

"Искусство и Жизнь" С.Рерих

среда, 11 января 2017 г.

Чем опасны «умные» электронные помощники

ТО, НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
 ....что было произнесено после кодового слова, в том числе и фоновые шумы (речь рядом находящихся людей, звук телевизора и т.п.), сохраняется не просто в память устройства, а передаётся на компьютеры компании Amazon, где хранится годами!
Пользователю позволено просматривать коллекцию собранного на него «компромата», но как именно её использует Amazon и для чего и как долго хранит — вопросы, на которые пока нет ответов. Так уж заведено у современных интернет-компаний: они собирают любую информацию о своих клиентах, подшивают её к персональному «досье», и хранят бессрочно, в надежде, что однажды пригодится.
«Умные» вещи таят в себе риск: даже самая привычная вещица, став «умной», начнёт собирать и передавать информацию о хозяине...
************************
Глобальная же проблема в том, что технология распознавания голоса сделала за последние годы слишком большие успехи! И теперь Echo и ему подобные «помощники» обещают стать одним из самых популярных электронных устройств, чуть ли не новым домашним информационным центром, проникнув в каждую квартиру и каждый дом. Кроме того, функцию приёма голосовых команд скорее всего встроят и в другие «умные» вещи, начиная от холодильников и заканчивая лампочками — и они, естественно, тоже станут подслушивать хозяев постоянно.
************************
Как минимум сотрудники Федеральной торговой комиссии (защита прав потребителей, надзор за монополиями) и Министерства внутренней безопасности (аналог наших ФСБ, МВД) прорабатывают сейчас варианты предотвращения расползания проблемы — в том числе в сотрудничестве с производителями. Идея в том, чтобы поставить информационную безопасность во главу угла уже при проектировании таких устройств, а также донести до покупателей понимание риска, который они берут на себя, пользуясь Echo или ему подобными. Ведь собираемые ими данные интересны не только правоохранительным органам, не только компаниям, но и например злоумышленникам всех сортов! Которые, естественно, действуют без судебного ордера и вообще без предупреждения или спросу.
Поскольку интеллектуальные помощники начали проникать и в Россию, нам тоже будет разумно донести до потребителей простые три правила пользования ими. Во-первых, не покупать устройства от малоизвестных производителей (наверняка китайские безымянные фирмочки наладят выпуск подобных продуктов). Во-вторых, защищать их надёжными паролями. В-третьих, не лениться регулярно обновлять программное обеспечение, если такая возможность предусмотрена.
Да, это потребует усилий, но стоит помнить, что при неправильной эксплуатации «умный» электронный помощник способен навредить не только хозяину, а и близким людям. И если покупатель не готов о нём заботиться, если не понимает рисков, лучше такую вещь не заводить вовсе.
Источник: http://gosvopros.ru/territory/razbitye-okna/echo/
© Gosvopros.ru

суббота, 7 января 2017 г.

Интеллект и когнитивность

У специалистов, занятых IBM Watson, термин AI тоже не вызывает, мягко говоря, восторгов. Как и странная идея считать тест Тюринга тестом на интеллект. В IBM предпочитают словосочетания cognitive computing и augmented intelligence - посмотрим, насколько им удастся поломать журналистские штампы. А для IBM это важно: медицина - область деликатная, где психологические барьеры часто важнее рациональных объяснений. Поэтому начинают IBMовцы с простейшего: Watson читает ВСЕ статьи по медицине, а лучший врач - пару десятков в месяц. Поэтому Ватсон может подсказать пропущенное. 
Но на самом деле всё намного круче ;)) ( См. заметки Андрея Себранта в Telegram)

https://www.fastcompany.com/3065339/mind-and-machine/can-ibms-watson-do-it-all

суббота, 31 декабря 2016 г.

С Новым 2017!

Солнце повернуло на Север, зима на мороз ) - а мы ждем Новый Год.
Как всегда, ждем перемен к лучшему - которые обязательно будут!)
                     Ну и план срочных дел, который надо обязательно выполнить:
 (из интернета)

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Мир создан энергией - мир создан желанием

Феликс Кривин - мудрец и поэт, на 89-м году жизни ушел в мир иной...
Его книги помню с детства. Его стихи переписывались в дневничок)

Все неживое хочет жить,
Мир согревать своим дыханьем,
Страдать, безумствовать, грешить...
Жизнь возникает из желанья.

У неживых желаний нет:
Лежишь ты камнем без движения.
И это — всё? На сотни лет?
Жизнь возникает из сомнения.

Хоть сомневаться не дано
Тому, кто прочно занял место, —
Что место! Пропади оно!
Жизнь возникает из протеста.

Но как себя преодолеть.
Где взять и силу, и дерзанье?
Тут нужно только захотеть:
Жизнь возникает из желанья.
(Феликс Кривин)

А сейчас как-то такие вот ассоциации прорисовались:

Мир создан энергией - мир создан желанием...    Ригведа 10.19.4 (о сотворении мира):
сначала нашло на него желание / которое стало первым семенем мысли //
нашли сущего связь с несущим / прозорливые в сердце ища мыслью.



И еще из Ф.Кривина:
Одуванчик летит по орбите,
и вечность
Сжигает его на кострах.
Но солнце греет его,
а звезды
Ему освещают путь.

И ветер тоже вроде попутный -
справимся как-нибудь!
И бездны вроде не так бездонны,
И ночи не так темны.

Одуванчик летит по орбите
и видит
Такие разные сны!
И страшные сны,
И прекрасные сны,
И сны,
Которые просто смешны.

Одуванчик летит по орбите.
Одуванчик летит по орбите.
Он несет свою жизнь сквозь безбрежную смерть
И мгновенье свое - сквозь вечность.

Одуванчик летит.
Продолжает лететь.
Смелость это?
Или беспечность?

воскресенье, 18 декабря 2016 г.

про нооскоп

НООСКОП", этот прибор, предназначенный для получения и регистрации изменений в биосфере и деятельности человечества, был изобретен в компании "ГЛОВЕРС" (Виктор Сараев является ее президентом) в 2011 году.

Три соавтора встретились еще раз в 2011 году на страницах августовского номера журнала "Экономические науки" (статья "Глобальная неопределенность"), чтобы сформулировать следующую научную гипотезу: "Управление рынком определяется протоколом, диктующим оптимальные соотношения в едином целом - пространстве-времени-жизни - и устанавливающим правила игры и законы рынка". 


(надо поискать компанию)

"Нооскоп - это первый прибор, позволяющий изучать коллективное сознание человечества", - указывает автор. 
Русская служба Би-би-си не сумела самостоятельно определить научную ценность нооскопа. Один из соавторов Вайно по другим статьям на схожую тему Виктор Сараев, лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники, президент компании ГЛОВЕРС, пока не отреагировал на письменный запрос Русской службы Би-би-си.
Следует добавить, что на сайте Российской государственной библиотеки хранится автореферат Антона Вайно от 2013 года на совсем другую тему, не связанную с "упреждающим управлением" и "нооскопом": об инновационном развитии горнопромышленного производства.


выдержки из статьи Капитализация будущего
http://law-journal.ru/files/pdf/201204/201204_42.pdf - статья есть у меня на Яндекс-диске
Рынок - это проявление жизни. Наиболее ярко жизнь проявляется в своем сгущении - в точках, линиях, пространственно-временных образованиях. Жизнь развивается как единое целое, а значит, рынок также можно считать единым целым. Понимание сути жизни и понимание сути рынка взаимосвязаны, однако жизни свойственна неопределенность, которая носит глобальный характер, так как она присуща и неорганическим системам, и “миру идей”...
Люди живут в глубоко социальном мире, постоянно взаимодействуя с другими людьми. Существует общий момент в ритуализации поведения с точки зрения эволюции видов и с точки зрения истории культуры. Протокол, этот механизм структурирования хаоса, формализует ритуал и правила поведения...
Анализ успехов и неудач крупных компаний Запада показал, что происходит трансформация соотношения времени и пространства в капитале, которая выражается в миграции ценности от устаревших бизнес-моделей к новым, спроектированным таким образом, который обеспечит максимальную пользу потребителям и прибыль компании. При этом сила бизнес-модели оценивается соотношением рыночной стоимости и оборота пространства. Данное соотношение - механизм отслеживания, показывающий ценность той или иной бизнес-модели по сравнению с конкурентами и оценивающий перспективы для инвесторов в других отраслях...
Упреждающее управление - это система систем, включающая в себя: систему визуализации предвидения; сетевую систему, объединяющую предвиденье с процессом политики; и систему обратной связи. Система визуализации предвидения направлена на сценарный анализ развития предполагаемых событий, своевременное предупреждение о надвигающихся главных событиях и приведение в готовность высших чиновников к потенциальным последствиям. Систематически организованное предвидение - это инструмент, в соответствии с которым можно оценить сценарии развития будущих событий и промоделировать возможные решения для предотвращения нежелательных событий...
По аналогии со свойствами, присущими жизни, можно выделить свойства, присущие рынку:
Наличие системы жизнеобеспечения; Существование кода рынка, способ считывания финансовой системой свернутых знаний и инноваций, представленных в технологиях, а также способ организации управления технологической цепочкой производства продукта путем поставки в эту цепочку ресурсов, энергии денег и инноваций; Наличие совести рынка как проекции образа добра, транслирующей доверие и генерирующей инновации и правила игры свободного человеческого духа. [Мое: совесть рынка - че, круто... впрочем это многое объясняет]
Предлагаемая автором новая парадигма упреждающего управления заключается в создании “подушки безопасности” не за счет накопления прошлого, т.е. капитала прошлых периодов, а за счет капитализации будущего, причем капитализации будущего именно в тех объемах, которые необходимы для упреждения грядущих кризисов. [Так то правильно, но дальше идет описание инструмента. Выделение болдом от автора]...
Для регистрации, в том числе и невидимого, в России в 2011 г. был изобретен нооскоп - прибор для получения и регистрации изменений в биосфере и в деятельности человечества...
Конструктивно НООСКОП использует принцип “русской матрешки”, этого яркого образа геосфер - концентрических оболочек различной плотности и состава, составляющих Землю. Семь оболочек НООСКОПА реализуют основные сферы, в которых происходят получение и регистрация изменений:
1. Бизнес-оболочка - глобальная гиперсеть, осуществляющая мониторинг и учет товаров и услуг, потоков продовольствия, финансов, информации, людских и материальных ресурсов, высоких технологий.
2. Совесть рынка - система предупреждения кризисов на финансовых рынках - использует открытие академика Н. Бехтеревой о “детекторе ошибок” в мозгу человека, который активизируется при рассогласовании деятельности мозга с хранящейся в нем матрицей. Аппарат сравнения - базисная мозговая функция. Именно на этом свойстве мозговой деятельности основан механизм работы совести. Совесть - это внутреннее сознание добра и зла. Изменение состояния сознания - это измененное физическое состояние. Вспышка в сознании происходит на основе трансформации соотношений времени и пространства в работе мозга. Фактором, наиболее существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.
3. Инфраструктура систем жизнеобеспечения человека.
4. Техногенные катастрофы.
5. Природные катастрофы.
6. Оболочка специального назначения.
7. Коллективное сознание...
Предлагаемая автором новая парадигма упреждающего управления заключается в создании “подушки безопасности” не за счет накопления прошлого, т.е. капитала прошлых периодов, а за счет капитализации будущего, причем капитализации будущего именно в тех объемах, которые необходимы для упреждения грядущих кризисов.С финансовой точки зрения капитализация представляет собой превращение прибыли в денежный капитал. При этом ключевым звеном капитализации является протокол, обладающий наибольшим мультипликативным эффектом, а информационно-технической основой - НООСКОП, описанный в более чем в 50 патентах...
НООСКОП - это прибор, состоящий из сети пространственных сканеров, предназначенных для получения и регистрации изменений в биосфере и деятельности человека с помощью транзакций - кинокадров со-Бытия - образа перекрестка пространства-времени-жизни. Сенсорная сеть НООСКОПА, начиная от банковских карт нового поколения и заканчивая “умной пылью”, однозначно идентифицирует со-Бытия в пространстве и во времени.

НООСКОП, считывая транзакции кода рынка, фиксирует динамику развития рынка и его малейшие изменения, что  позволяет их учесть, поставить на бухгалтерский баланс и капитализировать будущее.