пятница, 24 июня 2016 г.

Как Интернет влияет на наш мозг

Нейролингвист Татьяна Черниговская: Как Интернет влияет на наш мозг

Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская прочитала лекцию «Как интернет изменил наш мозг», в которой развеяла популярные стереотипы о работе мозга и рассказала, почему «Гугл» и онлайн-образование не так полезны, как кажутся. Вот краткий конспект этой лекции.
Как интернет влияет на наш мозг





Что нужно знать о мозге в первую очередь ?

Рецепт мозга выглядит так: 78% воды, 15% жира, а остальное — белки, гидрат калия и соль. Нет ничего более сложного во Вселенной из того, что мы знаем и что сопоставимо с мозгом вообще. Прежде чем перейти непосредственно к теме, как интернет изменил наш мозг, я расскажу, исходя из современных данных, про то, как мозг учится и как он меняется.

Можно сказать, что сейчас началась мода на исследования мозга и сознания. Особенно сознания, хотя это опасная территория, потому что никто не знает, что это такое. Худшее, а оно же и лучшее, что можно по этому поводу сказать, это что я знаю, что я есть. Это на английском называется first firsten experience, то есть впечатления от первого лица. Это то, мы надеемся, чего нет почти ни у каких животных и пока нет у искусственного интеллекта.
Однако я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл. Об этом, конечно, понятно, снимаются фильмы и т.д. Помните «Превосходство» с Джонни Деппом, о том, как человек, умирая, подключил себя к сети? На премьере этого фильма в Петербурге я во время показа услышала за спиной, как один человек другому говорит: «Сценарий писала Черниговская».
Тема мозга стала популярной, люди стали понимать, что мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
То есть он оказался у нас в черепной коробке, в этом смысле мы можем называть его «мой». Но он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.


Как вы думаете, какое количество энергии потребляет мозг? 10 Ватт. Я даже не знаю, есть ли такие лампочки. Вероятно, в холодильнике. Лучшие из мозгов в лучшие из своих креативных мгновений потребляют, скажем, 30 Ватт. Суперкомпьютеру нужны мегаватты, настоящие мощные суперкомпьютеры потребляют энергию, которая нужна для электрификации небольшого города. Из этого следует, что мозг работает каким-то совершенно другим способом, нежели компьютер.

Это наталкивает нас на мысли о том, что, если бы мы узнали все-таки, как он действует, это бы повлияло на все сферы нашей жизни, включая даже энергетическую — можно было бы пользоваться меньшим количеством энергии.
В прошлом году все компьютеры мира сравнялись по производительности с одним человеческим мозгом. Вы понимаете, какую длинную дорогу проделала эволюция мозга? Неандертальцы по прошествии некоторого времени превратились в Канта, Эйнштейна, Гете и дальше по списку. За существование гениев мы платим огромную цену. Нервные и психические расстройства выходят на первое место в мире среди болезней, они начинают опережать по количеству онкологию и сердечно-сосудистые заболевания, что являет собой не только вообще ужас и кошмар, но, кроме всего прочего, очень большое динамическое бремя для всех развитых стран.


Мы хотим, чтобы все были нормальными. Но норма — это не только то, что упирается в патологию, но и то, что упирается в другую патологию с противоположной стороны — гениальность. Потому что гениальность — не норма. И, как правило, эти люди дорогой ценой свою гениальность оплачивают. Из них огромный процент людей, которые либо спиваются, либо с собой кончают, или шизофрения, или что-нибудь у них непременно есть. И это огромная статистика. Это не бабушкины разговоры, на самом деле так.



В чем разница между мозгом и компьютером ?


Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь, пока не помрете. Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь. За те минуты, которые мы сейчас говорили, мозг всех нас, мой, разумеется, тоже, уже перестроился. Главная работа мозга — учиться. Не в узком, банальном смысле — вроде знать, кто такой Драйзер или Вивальди, а в самом широком: он поглощает информацию все время.


В нас больше ста миллиардов нейронов. В разных книжках разные цифры приведены, да и как их сосчитаешь всерьез. У каждого из нейронов, в зависимости от типа, может быть до 50 тысяч связей с другими частями мозга. Если кто умеет считать и сосчитает, он получит квадриллион. Мозг — это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации — это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра !

Это ответ на вопрос, не перегрузим ли мы мозг, если мы будем потреблять «лишнюю» информацию. Мы его можем перегрузить, но не «лишней» информацией. Для начала, что такое информация для самого мозга? Это не только знания. Он занят движениями, занят перемещением калия и кальция через клеточную мембрану, тем, как работают почки, что делает гортань, как меняется состав крови.
Мы знаем, конечно, что в мозгу есть функциональные блоки, что есть какая-то локализация функций. И мы думаем, как дурачки, что если мы делаем языковую работу, то в мозгу будут активированы зоны, которые заняты речью. Так вот нет, не будут. То есть они будут задействованы, но остальные участки мозга тоже будут принимать в этом участие. Внимание и память в этот момент будут работать. Если задание зрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое — то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом, во время выполнения какой-либо задачи в мозге не активируется какой-то отдельный участок — мозг всегда работает весь. То есть участки, которые за что-то отвечают, вроде бы есть, и в то же время их как бы нет.

У нашего мозга иначе организована память, нежели у компьютера — она организована семантически. То есть, скажем, информация о собаке вовсе не лежит в том месте, где собрана наша память о животных. Например, вчера пес опрокинул чашку кофе на мою желтую юбку — и навсегда у меня собака этой породы будет ассоциироваться желтой юбкой. Если я в каком-нибудь простом тексте напишу, что такая собака у меня ассоциируется с желтой юбкой, мне поставят диагноз слабоумие. Потому что по земным правилам собака должна находиться среди других собак, а юбка — рядом с кофточкой.

А по правилам божественным, то есть мозговым, воспоминания в мозгу лежат где хотят. Для того чтобы вы в компьютере что-нибудь нашли, вы должны указать адрес: папка такая-то, файл такой-то, а в файле набрать ключевые слова. Мозгу тоже нужен адрес, но он указывается совсем другим способом.

В нашем мозгу большинство процессов идет параллельно, в то время как компьютеры имеют модули и работают сериально. Нам лишь кажется, что компьютер выполняет много работ одновременно. На самом деле он просто очень быстро скачет с задачи на задачу.


Кратковременная память у нас организована не так, как в компьютере. В компьютере есть «железо» и «софт», а в мозгу hardware и software нераздельны, это какая-то смесь. Можно, конечно, решить, что hardware мозга — это генетика. Но те программы, которые наш мозг качает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся железом. То, чему вы научились, начинает влиять на гены.

Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело — уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью. У компьютера этого тела нет.


Как виртуальная реальность меняет мозг


Если мы сидим все время в интернете, то появляется то, что в мире признано болезнью, а именно компьютерная зависимость. Ее лечат те же специалисты, которые лечат наркоманию и алкоголизм, и вообще разные мании. И это правда, настоящая зависимость, а не просто пугалка. Одна из неприятностей, возникающая при компьютерной зависимости, — лишение социального общения. У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (и то ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека. 

На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind, что часто по-идиотски переводится как «теория ума» и ничего общего с этим не имеет. Но на самом деле это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т.д. И это настройка, которая появляется, когда человека учат этому. Это чрезвычайно важная вещь. Те люди, у которых эта настройка отсутствует полностью, — больные аутизмом и пациенты с шизофренией.
Сергей Николаевич Ениколопов, большой специалист по агрессии, говорит: ничто не заменит дружеский подзатыльник. Он глубоко прав. Компьютер покорен, его можно выключить. Когда человек уже всех «переубивал» в интернете, подумал, что надо пойти котлету съесть, выключил компьютер. Включил — а они опять живые там бегают. Такие люди лишаются навыка социального общения, они не влюбляются, они не знают, как это делать. И вообще беда с ними происходит.
Компьютер — это хранилище внешней информации. А когда появились внешние носители информации, началась человеческая культура. До сих пор идут споры: кончилась биологическая эволюция человека или нет. И, между прочим, это вопрос-то серьезный. Генетики говорят, кончилась, потому что все остальное, что в нас развивается, — это уже культура. Мое возражение генетикам такое: «А вы откуда знаете, если не секрет?» Мы сколько живем на планете? Значит, даже если забыть про культуру вообще, то люди современного типа живут 200 тысяч лет. Муравьи, например, живут 200 миллионов лет, по сравнению с ними наши 200 тысяч лет — это миллисекунда. А когда наша культура началась? Хорошо, 30 тысяч лет назад, я согласна даже на 50, на 150 тысяч, хотя этого не было. Это вообще мгновение. Давайте проживем хотя бы еще миллион лет, тогда и посмотрим.

Хранилище информации становится все более и более сложным: все эти облака, в которых висят наши данные, видеотеки, кинотеки, библиотеки, музеи растут каждую секунду. Что с этим делать, никто не знает, потому что эту информацию невозможно переработать. Количество статей, связанных с мозгом, превышает 10 миллионов — их просто нельзя прочесть. Каждый день штук десять выходит. Ну, и что мне делать теперь с этим? Доступ к этим хранилищам становится все более сложным и дорогим. Доступ — это не читательский билет в библиотеку, а образование, которое человеку дают, и представление о том, как эту информацию добыть и что с ней сделать.


А образование становится все более длительным и все более дорогим. Неважно, кто платит: сам студент или государство, или спонсор — не в этом дело. Оно объективно очень дорогое. Поэтому мы избежать контакта с виртуальной средой уже не можем. Мы оказались в мире, который не просто целиком из информации состоит — это жидкий мир. Это не просто метафора, в ходу термин fluid world. Жидкий потому, что один человек может быть представленным в десяти лицах, в десяти никнеймах, при этом мы не знаем, где он находится. Более того, знать не хотим. Какая разница, в Гималаях он сидит в данный момент, в Перу или в соседней комнате,или он вообще нигде не сидит и это симуляция ?







Мы оказались в мире, который стал непонятным объектом: неизвестно, кем он населен, все ли в нем живые люди или нет.
Мы считаем: как хорошо, что у нас есть возможность дистанционного обучения — это ведь доступ ко всему на свете! Вот только такое обучение требует очень тщательного отбора того, что брать, а что не брать. Вот история: я недавно купила авокадо, собираясь сделать соус гуакамоле, и забыла, как его делать. Что туда класть надо? Можно его вилкой, например, помять или блендером обязательно? Я, естественно, лезу в «Гугл», полсекунды — получаю ответ. Понятно, что это неважная информация. Если мне интересно будет узнать, какая грамматика была у шумеров, последнее место, куда я полезу, будет «Википедия». Значит, я должна знать, где искать. Вот тут-то перед нами встает вопрос, неприятный, но важный: насколько цифровые технологии меняют нас самих?


В чем проблема «гугления» и онлайн-образования?


Любое обучение стимулирует наш мозг. Даже идиотическое. Под словом «обучение» я не имею в виду сидение в классе и чтение учебников, я имею в виду, любая работа, которая делается мозгом и которая сложна ему, данному мозгу. Искусство передается от мастера к ученику, от личности к личности. Нельзя учиться кулинарии по книжке — ничего не выйдет. Для этого нужно стоять и смотреть, что и как делает другой.



У меня есть чудный опыт. Я была в гостях у приятеля, и его мать сделала пирожки, которые едят только на небесах. Я не понимаю, как это можно было испечь. Я ей говорю: «Продиктуйте мне, пожалуйста, рецепт», что не говорит о моем уме. Она мне продиктовала, я это все записала, исполнила точно… и выбросила на помойку все! Есть было невозможно.



Вкус к чтению сложной, интересной литературы невозможно привить дистанционно. Человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить. Есть много факторов, которые электроны не передают. Даже если эти электроны передаются в формате видеолекции, все равно не то. Пожалуйста, пусть 500 миллиардов человек получит это дистанционное обучение.


Но я хочу, чтобы сотня из них получила обычное образование, традиционное. Мне сказали на днях: принято решение, что дети скоро вообще не будут писать рукой, а будут только на компьютере печатать. Письмо — мелкая моторика не просто для рук, это моторика правильного места, которое, в частности, связано с речью и с самоорганизацией.


Есть некоторые правила, которые касаются когнитивного и креативного мышления. Одно из них — нужно снять когнитивный контроль: перестать оглядываться и бояться ошибок, не смотреть, как что делают соседи, перестать себя корить: «Наверное, я этого не могу делать, в принципе не могу сделать, не стоит и начинать, я недостаточно подготовлен». Пусть мысли текут, как текут. Они сами притекут туда, куда надо. Мозг не должен быть занят вычислительной работой, как калькулятор.


В некоторых фирмах, которые могут себе это позволить (я знаю, что в Японии такие есть), на работу нанимают чумового человека, абсолютного хиппи по поведению. Он всем мешает, ненавидит всех, получает деньги ни за что, приходит не в костюме, как положено, а в каких-то драных джинсах. Он садится, где не надо, все опрокидывает, он курит, где никому не разрешено, а ему разрешено, вызывает мощнейшую негативную реакцию.

А потом внезапно говорит: «Знаете, это надо сюда, а это сюда, а это сюда».

Результат — прибыль 5 миллиардов.   
опубликовано econet.ru 


воскресенье, 19 июня 2016 г.

Навеяло.... выбор и свобода воли...



КАЖДЫЙ    ВЫБИРАЕТ  ДЛЯ  СЕБЯ

  • Каждый выбирает для себя
  • женщину, религию, дорогу.
  • Дьяволу служить или пророку -
  • каждый выбирает для себя.
  • Каждый выбирает по себе
  • слово для любви и для молитвы.
  • Шпагу для дуэли, меч для битвы
  • каждый выбирает по себе.
  • Каждый выбирает по себе.
  • Щит и латы, посох и заплаты,
  • меру окончательной расплаты
  • каждый выбирает по себе.
  • Каждый выбирает для себя.
  • Выбираю тоже - как умею.
  • Ни к кому претензий не имею.
  • Каждый выбирает для себя.

                                               © Юрий Левитанский

вторник, 14 июня 2016 г.

про информационное общество- аспекты инволюционные...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ

............
О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.

Люди, страдающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные - они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти. Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек. Потому что в его голове все познавательные и мыслительные процессы протекают адекватно.

Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Знания и талант быстро ориентироваться в незнакомой среде стали критериями социального роста индивида. В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен), был создан график рыночной стоимости сотрудника в зависимости от продвижения по двум шкалам.

Первая - решение рутинных, повторяющихся действий, воспроизведение, простая усидчивость. А второе - умение выполнять сложные операции, не имеющие готового алгоритма. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.



Функциональная неграмотность, разумеется, формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни. Мы ведь в школе и университете тоже проходим миллион всего. А скажем, химию я вообще не помню, математика - худо-бедно, про историю без википедии под рукой вообще стыдно говорить. К счастью, я пока еще не разучилась организовывать маленькие простые слова в гигантские околонаучные тексты.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них.

Впрочем, это все скучно. Давайте лучше займемся изучением функциональной неграмотности на практике, а именно, вычленим ее главные свойства и признаки.

1) Функционально неграмотные граждане избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.

2) Такие люди часто пытаются отмазаться от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.

3) Честно признаются, что не любят читать.

4) Просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.

5) Попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.

6) Наши функционально безграмотные при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.

7) Испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.

8) Неумение выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.

9) Очень заметная разница между понятым на слух и понятым от чтения.

10) На проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все-таки прав, а кто виноват.

Дополнительная сложность в том, что навык чтения и письма имеет прямую связь с умением производить какой-либо информационный контент. Фактически, отвечает за креативность в сетевом понимании термина.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них. Я вижу это буквально во всем, все стремится к первозданной, детской простоте и навязчивости. Реклама, Twitter из 140 букв, уровень прессы, уровень литературы. Попробуйте кому-нибудь предложить отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна. Читать, а уж тем более писать большие, стройные аналитические статьи умеют единицы в процентном соотношении. Я была удивлена, что эта болезнь не обошла в том числе и медиасферу: нормально пишущие журналисты нынче на вес золота и быстро выбиваются в число редакторов. Просто потому, что у них почти нет конкурентов.

Деградация в первую очередь коснулась всех сфер деятельности, так или иначе связанных со словом. И если раньше массу отличал только дурной вкус, то теперь даже эту дрянь ей надо совать на ложечке в виде пережеванного желе без твердых комочков.

Кстати, в исследовании Literacy in the Adult Client Population - Jones & Bartlett Publishers приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей, то есть, практически, для всего B2C-сегмента. Прямо советы по копирайту, поскольку большинство рекламных месседжей оформляются по этим законам. Я с вами поделюсь:

1) Они гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения в духе "ТЫ записался добровольцем?". Надо составлять адресное сообщение, более императивное, более персонализированное. Считается, что это самое важное и эффективное правило работы с безграмотной аудиторией. Вы согласны, ведь так?

2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Не надо всех этих длинных сложносоставных слов на манер немецкого языка. Надо избегать наукообразных слов (все равно им не понять нашего дискурса), технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа "скоро", "редко", "часто" - поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.

3) Аббревиатуры давать полностью, "и т.д." заменять на нормальное "и так далее", N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.

4) Разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Расшифровывать статистику и графы с цифрами такие люди, как правило, не планируют в принципе.

5) Предложения не должны превышать 20 слов. Заголовки тоже должны быть короткими и емкими.

6) Хотели разнообразить свой текст синонимами? Хрен. Таких читателей появление новых слов только запутывает. И то, что вы в начале текста назвали "машинами", не должно вдруг становиться "автомобилями".

7) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало, поскольку велик риск, что если даже читатель доберется до конца, то вот здоровье и восприятие у него будут уже не те.

8) Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками - все ради того, что читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.

9) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. Между прочим, в социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать, скажем, фотографии курящих беременных женщин или бухих синяков, лежащих под лавкой. Нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.

И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.

Каковы причины функциональной неграмотности? Тут ученые расходятся во мнениях, но лично я уверена, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Я пару лет назад читала какое-то хорошее исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.

Я спрашивала знакомых педагогов и педиатров, они в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает.

Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов - остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности.......
............
В те времена, когда сеть создавалась гиками, Интернет был завален умными текстами. По мере популяризации сети в нее приходили люди далекие от науки и квалифицированного труда. Сейчас большинству юзеров нужно знать насколько всего слов, вроде "porn" или "flashgames", чтобы получить желаемое. Можно мгновенно переключаться с гороскопов на новостную хронику, с хроники на анекдоты, а потом на youtube или "Веселую ферму". Почти как щелкать каналы на TV. 

Почему Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей? Крис Андерсон, запаролировавший домашние девайсы так, что на них нельзя было работать больше пары часов в день, рассказывал: "Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети"

А ведь это люди, которые, по идее, должны боготворить новые технологии во всех проявлениях.

Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям.

Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное пространство. Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям. Например, подавляющее большинство кредитных должников - люди, которые не в состоянии правильно прочитать банковский договор, прикинуть порядок выплат и рассчитать собственный бюджет.

Нищета порождает нищету. В том числе и в интеллектуальной сфере. Я часто вижу, как молодые родители, чтобы избавиться от ребенка хоть на полчасика, дают ему планшетку с играми. И это в полтора-два года. Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты. Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране. Я могла сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов. А ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления.

Вы, наверно, заметили, что в мире растет неравенство между бедными и богатыми. Так вот, в скором времени у 10% людей будет не только 90% богатства, но и 90% интеллектуального потенциала. Разрыв увеличивается. Одни люди становятся все умнее, все ловчее оперируют бесконечными потоками информации, а другие превращаются в бессловесный и закредитованный скот. Причем абсолютно по своей воле. Даже пожаловаться некому. Очевидной связи между бедностью и функциональной неграмотностью нет. Гораздо большее значение имеет влияние и воспитание родителей. А также наличие функциональной грамотности у них самих.

Помните старину Луначарского? Он, возможно, открыл лучший рецепт против любого вида неграмотности. На одном собрании какой-то рабочий спросил Анатолия Васильевича:
- Товарищ Луначарский, вот вы такой умный. Это ж сколько институтов надо закончить, чтобы таким стать?
- Всего три, - ответил он, - Один должен закончить ваш дед, второй - ваш отец, а третий - вы.

         ( Дарья Сокологорская - возможный неизвестный в широких и узких кругах автор этого интернет- текста, который подвергся с моей стороны сокращению :) ))


понедельник, 9 мая 2016 г.

Тема про безопасность в интернете - еще некоторые аспекты



ДМИТРИЙ ГАВРА, ПРОФЕССОР: «СЕГОДНЯ УБИЙЦА РЕПУТАЦИИ – ЭТО ПОИСКОВЫЙ РОБОТ"

Строитель – профессия особо брутальная и сугубо материальная. Дерево, кирпич, раствор. Кубометры бетона, километры кабеля… Но любой специалист по продажам скажет, что строители продают прежде всего мечту. То есть нечто эфемерное и неосязаемое. Более того: успех или неудача проекта, оказывается, сильно зависят от такой тонкой штуки, как управление информацией. А чтобы разобраться в малопонятных вещах, лучше побеседовать со специалистом.

- На осеннем саммите «Пригорода» вы говорили, что в строительном бизнесе начинается стадия информационных войн. Почему именно сейчас?
- Причин несколько. Не могу сказать, что информационная напряженность в строительной сфере увеличилась в разы, однако рост ее все же чувствуется. Появились технологические условия. Развитие социальных сетей, поисковых систем, изменение аудитории упростили атаки на добросовестные (в том числе) компании, сделали их более дешевыми и эффективными. Два-три специалиста по SMM, по поисковой специализации, по накрутке посещаемости со средними зарплатами могут за два-три месяца создать колоссальный негативный фон. Изменилась аудитория. Те, кто планирует покупать городскую или загородную недвижимость, почти перестали пользоваться другими источниками информации – все читают отзывы. Спрос и предложение совпали. 

Появилось и понимание того, как эта аудитория работает с информацией. Печатные справочники уходят в прошлое. Информацией из Сети пользуются и покупатели, и финансовые аналитики, и инвесторы.

Кроме того, на рынок в качестве покупателя пришел нижний средний класс. А эта категория традиционно подвержена слухам, любит воспринимать и передавать негатив, ею легче управлять, чем верхней стратой среднего  класса, которая более способна критически оценивать и перепроверять сведения.

- А что, до Интернета всего этого разве не было? Газеты всегда этим отличались…
- Закон о СМИ – довольно тонкая штука. Сильной компании с хорошим юридическим отделом гораздо легче бороться с атакой, реализуемой    через печатные СМИ, чем опровергать материал, размещенный на каком-нибудь Компромат.ру или на «мусорных» сайтах, которые зарегистрированы где-то на Каймановых островах.

Засудить «Бюллетень недвижимости» или «Пригород» куда проще. С атаками через Интернет бороться труднее.

У меня есть партнеры из адвокатского бюро, которое специализируется как раз на противодействии информационным нападениям в Интернете. Оказывается, это дорогое удовольствие. Какой-нибудь нехороший конкурент берет название и логотип вашей компании, делает негативный ролик, размещает его на Ю-туб, и он там крутится, собирая лайки и уничтожая репутацию. Едва ли не единственное, что можно сделать, это подать иск в защиту авторских прав, если логотип и название фирмы используются без ее разрешения. Это долго, сложно и вовсе не гарантирует успеха. В печатных СМИ такие процедуры отрегулированы. Их редакторы и издатели – люди опытные и битые.

Еще один момент. Информационное поле печатных СМИ довольно хорошо структурировано. Редакторы серьезных изданий друг друга знают, очень несложно вычислить, кто и что сделал.

- Насколько затратны такие нападения?
- Это довольно дорого. Не технологически. Они требуют постоянных усилий. Вопрос: в каких сферах, для каких аудиторий это выгодно?
Есть два типа аудиторий, на которые рассчитан вброс негатива.
Одна – потенциальные покупатели, микроинвесторы, дольщики и пр. Те, кто непосредственно влияет на продажи. Вторая – органы власти, лица, которые принимают решения о торгах, о выделении пятен, об обременении инфраструктурой. Чиновники, чуткие к общественному мнению. 

Для них нужны разные программы. В обоих случаях цель – обрушить репутацию, но это делается по-разному. Работать по потенциальному покупателю дешевле. Размещение на «мусорных» ресурсах стоит немного – от 80 000 до 200 000 первичное размещение, потом идет вирусная раскрутка, зарплата специалиста, который этим непосредственно занимается, - 60 000-80 000, больше ему никто платить не будет. Бюджет двухмесячной кампании по негативной поисковой оптимизации – полтора-два миллиона рублей, а ущерб от нее может исчисляться десятками и сотнями миллионов.

Макрорепутация стоит больше, от 5-6 миллионов, когда идет Компромат.ру, используются комбинации из авторитетных печатных изданий и интернет-сайтов. Там выше и ставки, если речь идет о выигрыше тендера, о выведении конкурента с рынка и т.д. Но и риски тоже.  

Возможна эффективная контригра. Если негативная информация о компании не появляется в первых 15-20 выдачах, человек дальше ее не ищет. Обычно это пять-шесть минут, редко восемь – десять. Если негатива нет в первых ссылках, в следующих он уже не работает. Происходит пессимизация негативных выдач. Заказчику приходится постоянно вкладываться в обновление негатива, чтобы он поднимался в поисковых запросах. 

Сегодня убийца репутации – это поисковый робот. Из Сети ничего нельзя убрать, только опустить вниз.
Вы набираете в поисковике: «Строительная компания ХХХ». И у вас в первых 20 выдачах – только то, что эта компания сама о себе рассказала. Но если набрать «ХХХ – кидалово» или «ХХХ – жулики», «ХХХ – обманутые дольщики»… В этих выдачах собственные ресурсы находятся внизу, а наверху – именно то, что по ключевым словам, по тегам и хэштегам положили конкуренты. Если они с этим целенаправленно работают, по технологиям информационной войны.

Один из американских специалистов сказал: убрать негатив из Интернета – все равно, что пытаться сачком очистить бассейн, в который кто-то написал. Это невозможно, придется менять воду.

Есть примеры строительных компаний, в которых скандалы и раздел имущества давно закончились. Тем не менее в поисковике по названию с дополнительным словом в первых выдачах окажется негатив.

- Это вы ЛЭК имеете в виду?
- Да, в том числе. Меня иногда приглашают в лекторий «Контекст», и как-то раз попросили рассказать о современных информационных войнах в бизнесе. Я рассказал, что такое алгоритм информационной войны, как это понимает Пентагон, как это делается в мире. Естественно, мои оппоненты тут же заявили, что все это чепуха и ничего такого нет. Тут поднялась пиарщица крупной фирмы и заявила: «Что значит “нет”? Мы все это на своей шкуре испытываем каждый день!».

- Откуда пришли эти технологии? Из политики?
- Нет. На самом деле они пришли прежде всего из натуральной войны. Есть пентагоновское определение психологической войны, 12 правил и так далее.

Например, такое правило: в условиях современного общества правда – это то, во что верят люди, а не то, что есть на самом деле. На бытовом уровне: если жена уверена, что муж ей изменяет, значит, ему надо исправлять ситуацию так, как будто это правда. По-другому бесполезно. То же и с репутацией, и с боевыми операциями. Вот 2002 год, совет по работе с афганскими моджахедами. Представьте: караван бомбят и одновременно на них сбрасывают халяльную еду, продукты. Кого не убили, тот поест.

- И в чем прикол?
- У оставшихся в живых возникает когнитивный диссонанс, раздвоенность. Так что это не только политика. Это операции для деморализации противника в особый период, в условиях войны. И конечно, те же методы используются и в мирное время.

На самом деле психика человека устроена довольно просто. Мы внушаемы, некритичны, у нас есть страхи и «коллективное бессознательное», нами легко манипулировать, если понимать, где находятся эти «горячие кнопки». И недобросовестные люди этим пользуются. Тем более что к негативной информации мы более восприимчивы, чем к позитивной: она запоминается, воспринимается более эмоционально.

- То есть работать «в плюс» дороже и труднее, проще конкурента утопить.
- Конечно. Причем у нас в Петербурге исполнители вообще не особенно заморачиваются. Есть на повестке дня, скажем, Полонский – значит, связываем заказанную компанию с Полонским. Есть Виктор Батурин (брат супруги бывшего московского мэра) – связываем с Батуриным. Или с любой актуальной неприятностью федерального уровня. Пускай потом отмывается.

- Как страшно жить…
- Иногда грамотные игроки работают адресно, по руководителям компаний. И это не обязательно означает, что уничтожают их персональную репутацию. Нет, они прекрасно понимают, насколько руководитель восприимчив или невосприимчив к негативу. В серьезной фирме отдел по связям со СМИ занимается пресс-клиппингом. Каждое утро на стол руководителю ложится аналитическая записка: что о компании было написано за вчерашний день. Есть излишне эмоциональные начальники. Иногда материал специально размещают для того, чтобы человек почувствовал себя уязвленным и запустил ответ, собрал пресс-конференцию, принял какие-то меры…

- Повелся…
- Да. Это просто провокация. Часто мне приходится, когда я работаю в этом консалтинге, говорить: «Мы не замечаем этой атаки». Это про Слона и Моську – они только и хотят, чтобы мы что-нибудь ответили. Чтобы заявили: «Наша компания не причастна к захвату траулера “Олег Найденов”»… Люди дорожат репутацией фирмы, они привыкли, что у них все хорошо. Причем, как правило, люди успешные, властные. Иногда приходится просто за фалды держать, чтобы не ввязывались. Потом, строители – они и есть строители, особенно из категории «40 плюс», те, кто пришел не из банковского офиса, а начинал прорабом, в каске, на стройплощадке. Они не привыкли…

- Многие ли компании сознательно и всерьез занимаются информационными войнами или защитой от них?
- Боюсь, у меня неполная информация… Но конкурентные целенаправленные атаки время от времени появляются в информационном пространстве. Обычно это связано не с переделом рынка, а с конкретным объектом или заказом. Сказать, что это систематическая практика, что это поставлено на поток, вряд ли можно. Но фирмы, которые чувствуют себя в фокусе информационной атаки, тратят серьезные ресурсы на то, чтобы их купировать, ставить блоки.

За океаном разработана алгоритмическая теория информационных войн. Одна из теорем гласит: строгого определения, позволяющего заключить, что против вас начата информационная война, не существует. Определить, что это начинается именно спланированная операция, сложно. Обычно это понимают, когда она уже развивается, находится на этапе эскалации.

- То есть всплеск негатива может быть и случайным.
- Да, конечно. Довольно часто мы советуем нашим клиентам внимательно осмотреться и не искать сразу злого умысла. Мы употребляем термины «информационная война», «информационная атака». В некоторых случаях это неправильно, и речь идет о кризисных коммуникациях. А кризис в компании может быть порожден не внешним воздействием, а изменением обстоятельств, условий нормативного регулирования, заменой конкретного чиновника на ключевой позиции. Было хорошо – стало хуже. А самое простое объяснение, к которому нередко прибегает руководитель PR-службы или начальник службы безопасности: «Нас заказали конкуренты». Мир сразу становится простым и понятным. Но законы кризисных коммуникаций – другие, они предполагают иной алгоритм действий… А фирма начинает работать по законам военного времени и только усугубляет ситуацию.

Ну скажите, например, кто ведет войну против Северо-Западной строительной корпорации (СЗСК), у которой собираются снести дом в Коломягах? Да никто. А ее руководство считает, что на них напали. И вместо того, чтобы договариваться, действует так, будто они в осажденной крепости.

- Нам это прекрасно известно. Многие участники рынка после критической или даже нейтральной публикации начинают разговор так: «Мы знаем, что статья заказная…»
- Именно. Поэтому нужен внимательный анализ, сегодня есть технологии Вig data, работы с большими массивами данных. У реальной информационной атаки есть некая совокупность характерных признаков.

- Какая?
- Вот эти технологические секреты я бы хотел оставить при себе. Считаются корреляции, проводится анализ источников. Но каждый раз мы должны ответить именно на этот вопрос: кризис порожден внешними причинами, конкурентной ситуацией или целенаправленным информационным воздействием третьих лиц. 

- Так ведь недолго и в паранойю впасть…
- На высоко конкурентном рынке со снижающейся рентабельностью паранойя – нормальное состояние руководителя, элемент самосохранения. Важно следить, чтобы она не переходила в психоз.

- Есть еще поговорка: «Если у вас паранойя – это еще не значит, что за вами не следят»…
- Защитой от информационных атак нужно заниматься, когда они случаются. А вот кризисными (точнее, антикризисными) коммуникациями – постоянно. Это отдельный аспект консалтинга. В строительном бизнесе есть ограниченное количество неприятных ситуаций, которые рано или поздно могут случиться. И на каждую из кризисных ситуаций должен быть план кризисных коммуникаций.

На тренингах я рассказываю историю про фельдмаршала фон Мольтке. Ночью его разбудил адъютант: «Господин фельдмаршал, на нас напали!» - «Откуда?» - «Через Бельгию». Он сказал: «Третий ящик моего стола, конверт лежит сверху». Перевернулся на другой бок и снова заснул. Через три месяца Германия выиграла эту войну.

Это пример стратегического мышления в военном искусстве. То же бывает и в сфере коммуникаций: у компании есть заготовки заявлений для прессы, список лояльных журналистов, перечень экспертов, готовых подтвердить качество проекта и самой компании.

- В Петербурге готовят специалистов по информационным конфликтам?
- Как бы это сказать, чтобы не звучало рекламой… В Университете есть Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. В этом году в рамках магистратуры мы открываем программу «Стратегические коммуникации в бизнесе». И существенная ее часть как раз посвящена тем проблемам, о которых мы сейчас говорим.

Спрос есть. В том числе - со стороны строителей.

- Почему не алкогольный бизнес, не автомобильный?
- Хороший вопрос. Могу только предположить: оборот алкоголя жестко регулируется государством, и там первичная концентрация ресурсов уже произошла. В автомобильном производство и ценообразование происходит за пределами РФ, у нас только распределяется небольшая маржа между дилерами. А строительный рынок весьма чувствителен к динамике административного регулирования, кроме того – функционирует преимущественно в режиме ручного управления. И в нем в достаточно «серых зон» прироста рентабельности. Это и создает зазоры для информационных атак. И еще одна особенность: это рынок невысоких лояльностей. Я езжу на уже третьем «Лэнд Крузере», что-то серьезное должно случиться, чтобы я поменял марку. А уход от одного застройщика к другому, если просто нет объекта в нужной локации – обычное дело.

К сведению:

Дмитрий Гавра - российский социолог и политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ.
Создал и разработал институциональную теорию общественного мнения. Выпустил монографию «Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт». Руководитель исследовательского проекта «Внешний имидж государства в глобальном информационном пространстве» 

воскресенье, 8 мая 2016 г.

День Белого Лотоса

8 мая - день памяти удивительной женщины 19 века, о которой до сих пор спорят, и к единому мнению, похоже, никто никогда не придет))...
Однако, как актуальны вне зависимости от века)) слова мудрости, пришедшие через #Блаватскую Елену Петровну:
"Чистота сердца — необходимое условие для достижения «знания духа». Чистоты этой можно достичь двумя основными способами. Во-первых, настойчиво гони от себя всякую дурную мысль; во-вторых, сохраняй равновесие ума при всех обстоятельствах, никогда не допускай возбуждения или раздражения. Ты убедишься, что этим двум способам очищения более всего способствуют преданность и сострадание..."