воскресенье, 19 июня 2016 г.

Навеяло.... выбор и свобода воли...



КАЖДЫЙ    ВЫБИРАЕТ  ДЛЯ  СЕБЯ

  • Каждый выбирает для себя
  • женщину, религию, дорогу.
  • Дьяволу служить или пророку -
  • каждый выбирает для себя.
  • Каждый выбирает по себе
  • слово для любви и для молитвы.
  • Шпагу для дуэли, меч для битвы
  • каждый выбирает по себе.
  • Каждый выбирает по себе.
  • Щит и латы, посох и заплаты,
  • меру окончательной расплаты
  • каждый выбирает по себе.
  • Каждый выбирает для себя.
  • Выбираю тоже - как умею.
  • Ни к кому претензий не имею.
  • Каждый выбирает для себя.

                                               © Юрий Левитанский

вторник, 14 июня 2016 г.

про информационное общество- аспекты инволюционные...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ

............
О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.

Люди, страдающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные - они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти. Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек. Потому что в его голове все познавательные и мыслительные процессы протекают адекватно.

Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Знания и талант быстро ориентироваться в незнакомой среде стали критериями социального роста индивида. В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен), был создан график рыночной стоимости сотрудника в зависимости от продвижения по двум шкалам.

Первая - решение рутинных, повторяющихся действий, воспроизведение, простая усидчивость. А второе - умение выполнять сложные операции, не имеющие готового алгоритма. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.



Функциональная неграмотность, разумеется, формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни. Мы ведь в школе и университете тоже проходим миллион всего. А скажем, химию я вообще не помню, математика - худо-бедно, про историю без википедии под рукой вообще стыдно говорить. К счастью, я пока еще не разучилась организовывать маленькие простые слова в гигантские околонаучные тексты.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них.

Впрочем, это все скучно. Давайте лучше займемся изучением функциональной неграмотности на практике, а именно, вычленим ее главные свойства и признаки.

1) Функционально неграмотные граждане избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.

2) Такие люди часто пытаются отмазаться от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.

3) Честно признаются, что не любят читать.

4) Просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.

5) Попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.

6) Наши функционально безграмотные при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.

7) Испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.

8) Неумение выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.

9) Очень заметная разница между понятым на слух и понятым от чтения.

10) На проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все-таки прав, а кто виноват.

Дополнительная сложность в том, что навык чтения и письма имеет прямую связь с умением производить какой-либо информационный контент. Фактически, отвечает за креативность в сетевом понимании термина.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них. Я вижу это буквально во всем, все стремится к первозданной, детской простоте и навязчивости. Реклама, Twitter из 140 букв, уровень прессы, уровень литературы. Попробуйте кому-нибудь предложить отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна. Читать, а уж тем более писать большие, стройные аналитические статьи умеют единицы в процентном соотношении. Я была удивлена, что эта болезнь не обошла в том числе и медиасферу: нормально пишущие журналисты нынче на вес золота и быстро выбиваются в число редакторов. Просто потому, что у них почти нет конкурентов.

Деградация в первую очередь коснулась всех сфер деятельности, так или иначе связанных со словом. И если раньше массу отличал только дурной вкус, то теперь даже эту дрянь ей надо совать на ложечке в виде пережеванного желе без твердых комочков.

Кстати, в исследовании Literacy in the Adult Client Population - Jones & Bartlett Publishers приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей, то есть, практически, для всего B2C-сегмента. Прямо советы по копирайту, поскольку большинство рекламных месседжей оформляются по этим законам. Я с вами поделюсь:

1) Они гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения в духе "ТЫ записался добровольцем?". Надо составлять адресное сообщение, более императивное, более персонализированное. Считается, что это самое важное и эффективное правило работы с безграмотной аудиторией. Вы согласны, ведь так?

2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Не надо всех этих длинных сложносоставных слов на манер немецкого языка. Надо избегать наукообразных слов (все равно им не понять нашего дискурса), технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа "скоро", "редко", "часто" - поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.

3) Аббревиатуры давать полностью, "и т.д." заменять на нормальное "и так далее", N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.

4) Разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Расшифровывать статистику и графы с цифрами такие люди, как правило, не планируют в принципе.

5) Предложения не должны превышать 20 слов. Заголовки тоже должны быть короткими и емкими.

6) Хотели разнообразить свой текст синонимами? Хрен. Таких читателей появление новых слов только запутывает. И то, что вы в начале текста назвали "машинами", не должно вдруг становиться "автомобилями".

7) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало, поскольку велик риск, что если даже читатель доберется до конца, то вот здоровье и восприятие у него будут уже не те.

8) Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками - все ради того, что читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.

9) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. Между прочим, в социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать, скажем, фотографии курящих беременных женщин или бухих синяков, лежащих под лавкой. Нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.

И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.

Каковы причины функциональной неграмотности? Тут ученые расходятся во мнениях, но лично я уверена, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Я пару лет назад читала какое-то хорошее исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.

Я спрашивала знакомых педагогов и педиатров, они в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает.

Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов - остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности.......
............
В те времена, когда сеть создавалась гиками, Интернет был завален умными текстами. По мере популяризации сети в нее приходили люди далекие от науки и квалифицированного труда. Сейчас большинству юзеров нужно знать насколько всего слов, вроде "porn" или "flashgames", чтобы получить желаемое. Можно мгновенно переключаться с гороскопов на новостную хронику, с хроники на анекдоты, а потом на youtube или "Веселую ферму". Почти как щелкать каналы на TV. 

Почему Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей? Крис Андерсон, запаролировавший домашние девайсы так, что на них нельзя было работать больше пары часов в день, рассказывал: "Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети"

А ведь это люди, которые, по идее, должны боготворить новые технологии во всех проявлениях.

Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям.

Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное пространство. Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям. Например, подавляющее большинство кредитных должников - люди, которые не в состоянии правильно прочитать банковский договор, прикинуть порядок выплат и рассчитать собственный бюджет.

Нищета порождает нищету. В том числе и в интеллектуальной сфере. Я часто вижу, как молодые родители, чтобы избавиться от ребенка хоть на полчасика, дают ему планшетку с играми. И это в полтора-два года. Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты. Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране. Я могла сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов. А ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления.

Вы, наверно, заметили, что в мире растет неравенство между бедными и богатыми. Так вот, в скором времени у 10% людей будет не только 90% богатства, но и 90% интеллектуального потенциала. Разрыв увеличивается. Одни люди становятся все умнее, все ловчее оперируют бесконечными потоками информации, а другие превращаются в бессловесный и закредитованный скот. Причем абсолютно по своей воле. Даже пожаловаться некому. Очевидной связи между бедностью и функциональной неграмотностью нет. Гораздо большее значение имеет влияние и воспитание родителей. А также наличие функциональной грамотности у них самих.

Помните старину Луначарского? Он, возможно, открыл лучший рецепт против любого вида неграмотности. На одном собрании какой-то рабочий спросил Анатолия Васильевича:
- Товарищ Луначарский, вот вы такой умный. Это ж сколько институтов надо закончить, чтобы таким стать?
- Всего три, - ответил он, - Один должен закончить ваш дед, второй - ваш отец, а третий - вы.

         ( Дарья Сокологорская - возможный неизвестный в широких и узких кругах автор этого интернет- текста, который подвергся с моей стороны сокращению :) ))


понедельник, 9 мая 2016 г.

Тема про безопасность в интернете - еще некоторые аспекты



ДМИТРИЙ ГАВРА, ПРОФЕССОР: «СЕГОДНЯ УБИЙЦА РЕПУТАЦИИ – ЭТО ПОИСКОВЫЙ РОБОТ"

Строитель – профессия особо брутальная и сугубо материальная. Дерево, кирпич, раствор. Кубометры бетона, километры кабеля… Но любой специалист по продажам скажет, что строители продают прежде всего мечту. То есть нечто эфемерное и неосязаемое. Более того: успех или неудача проекта, оказывается, сильно зависят от такой тонкой штуки, как управление информацией. А чтобы разобраться в малопонятных вещах, лучше побеседовать со специалистом.

- На осеннем саммите «Пригорода» вы говорили, что в строительном бизнесе начинается стадия информационных войн. Почему именно сейчас?
- Причин несколько. Не могу сказать, что информационная напряженность в строительной сфере увеличилась в разы, однако рост ее все же чувствуется. Появились технологические условия. Развитие социальных сетей, поисковых систем, изменение аудитории упростили атаки на добросовестные (в том числе) компании, сделали их более дешевыми и эффективными. Два-три специалиста по SMM, по поисковой специализации, по накрутке посещаемости со средними зарплатами могут за два-три месяца создать колоссальный негативный фон. Изменилась аудитория. Те, кто планирует покупать городскую или загородную недвижимость, почти перестали пользоваться другими источниками информации – все читают отзывы. Спрос и предложение совпали. 

Появилось и понимание того, как эта аудитория работает с информацией. Печатные справочники уходят в прошлое. Информацией из Сети пользуются и покупатели, и финансовые аналитики, и инвесторы.

Кроме того, на рынок в качестве покупателя пришел нижний средний класс. А эта категория традиционно подвержена слухам, любит воспринимать и передавать негатив, ею легче управлять, чем верхней стратой среднего  класса, которая более способна критически оценивать и перепроверять сведения.

- А что, до Интернета всего этого разве не было? Газеты всегда этим отличались…
- Закон о СМИ – довольно тонкая штука. Сильной компании с хорошим юридическим отделом гораздо легче бороться с атакой, реализуемой    через печатные СМИ, чем опровергать материал, размещенный на каком-нибудь Компромат.ру или на «мусорных» сайтах, которые зарегистрированы где-то на Каймановых островах.

Засудить «Бюллетень недвижимости» или «Пригород» куда проще. С атаками через Интернет бороться труднее.

У меня есть партнеры из адвокатского бюро, которое специализируется как раз на противодействии информационным нападениям в Интернете. Оказывается, это дорогое удовольствие. Какой-нибудь нехороший конкурент берет название и логотип вашей компании, делает негативный ролик, размещает его на Ю-туб, и он там крутится, собирая лайки и уничтожая репутацию. Едва ли не единственное, что можно сделать, это подать иск в защиту авторских прав, если логотип и название фирмы используются без ее разрешения. Это долго, сложно и вовсе не гарантирует успеха. В печатных СМИ такие процедуры отрегулированы. Их редакторы и издатели – люди опытные и битые.

Еще один момент. Информационное поле печатных СМИ довольно хорошо структурировано. Редакторы серьезных изданий друг друга знают, очень несложно вычислить, кто и что сделал.

- Насколько затратны такие нападения?
- Это довольно дорого. Не технологически. Они требуют постоянных усилий. Вопрос: в каких сферах, для каких аудиторий это выгодно?
Есть два типа аудиторий, на которые рассчитан вброс негатива.
Одна – потенциальные покупатели, микроинвесторы, дольщики и пр. Те, кто непосредственно влияет на продажи. Вторая – органы власти, лица, которые принимают решения о торгах, о выделении пятен, об обременении инфраструктурой. Чиновники, чуткие к общественному мнению. 

Для них нужны разные программы. В обоих случаях цель – обрушить репутацию, но это делается по-разному. Работать по потенциальному покупателю дешевле. Размещение на «мусорных» ресурсах стоит немного – от 80 000 до 200 000 первичное размещение, потом идет вирусная раскрутка, зарплата специалиста, который этим непосредственно занимается, - 60 000-80 000, больше ему никто платить не будет. Бюджет двухмесячной кампании по негативной поисковой оптимизации – полтора-два миллиона рублей, а ущерб от нее может исчисляться десятками и сотнями миллионов.

Макрорепутация стоит больше, от 5-6 миллионов, когда идет Компромат.ру, используются комбинации из авторитетных печатных изданий и интернет-сайтов. Там выше и ставки, если речь идет о выигрыше тендера, о выведении конкурента с рынка и т.д. Но и риски тоже.  

Возможна эффективная контригра. Если негативная информация о компании не появляется в первых 15-20 выдачах, человек дальше ее не ищет. Обычно это пять-шесть минут, редко восемь – десять. Если негатива нет в первых ссылках, в следующих он уже не работает. Происходит пессимизация негативных выдач. Заказчику приходится постоянно вкладываться в обновление негатива, чтобы он поднимался в поисковых запросах. 

Сегодня убийца репутации – это поисковый робот. Из Сети ничего нельзя убрать, только опустить вниз.
Вы набираете в поисковике: «Строительная компания ХХХ». И у вас в первых 20 выдачах – только то, что эта компания сама о себе рассказала. Но если набрать «ХХХ – кидалово» или «ХХХ – жулики», «ХХХ – обманутые дольщики»… В этих выдачах собственные ресурсы находятся внизу, а наверху – именно то, что по ключевым словам, по тегам и хэштегам положили конкуренты. Если они с этим целенаправленно работают, по технологиям информационной войны.

Один из американских специалистов сказал: убрать негатив из Интернета – все равно, что пытаться сачком очистить бассейн, в который кто-то написал. Это невозможно, придется менять воду.

Есть примеры строительных компаний, в которых скандалы и раздел имущества давно закончились. Тем не менее в поисковике по названию с дополнительным словом в первых выдачах окажется негатив.

- Это вы ЛЭК имеете в виду?
- Да, в том числе. Меня иногда приглашают в лекторий «Контекст», и как-то раз попросили рассказать о современных информационных войнах в бизнесе. Я рассказал, что такое алгоритм информационной войны, как это понимает Пентагон, как это делается в мире. Естественно, мои оппоненты тут же заявили, что все это чепуха и ничего такого нет. Тут поднялась пиарщица крупной фирмы и заявила: «Что значит “нет”? Мы все это на своей шкуре испытываем каждый день!».

- Откуда пришли эти технологии? Из политики?
- Нет. На самом деле они пришли прежде всего из натуральной войны. Есть пентагоновское определение психологической войны, 12 правил и так далее.

Например, такое правило: в условиях современного общества правда – это то, во что верят люди, а не то, что есть на самом деле. На бытовом уровне: если жена уверена, что муж ей изменяет, значит, ему надо исправлять ситуацию так, как будто это правда. По-другому бесполезно. То же и с репутацией, и с боевыми операциями. Вот 2002 год, совет по работе с афганскими моджахедами. Представьте: караван бомбят и одновременно на них сбрасывают халяльную еду, продукты. Кого не убили, тот поест.

- И в чем прикол?
- У оставшихся в живых возникает когнитивный диссонанс, раздвоенность. Так что это не только политика. Это операции для деморализации противника в особый период, в условиях войны. И конечно, те же методы используются и в мирное время.

На самом деле психика человека устроена довольно просто. Мы внушаемы, некритичны, у нас есть страхи и «коллективное бессознательное», нами легко манипулировать, если понимать, где находятся эти «горячие кнопки». И недобросовестные люди этим пользуются. Тем более что к негативной информации мы более восприимчивы, чем к позитивной: она запоминается, воспринимается более эмоционально.

- То есть работать «в плюс» дороже и труднее, проще конкурента утопить.
- Конечно. Причем у нас в Петербурге исполнители вообще не особенно заморачиваются. Есть на повестке дня, скажем, Полонский – значит, связываем заказанную компанию с Полонским. Есть Виктор Батурин (брат супруги бывшего московского мэра) – связываем с Батуриным. Или с любой актуальной неприятностью федерального уровня. Пускай потом отмывается.

- Как страшно жить…
- Иногда грамотные игроки работают адресно, по руководителям компаний. И это не обязательно означает, что уничтожают их персональную репутацию. Нет, они прекрасно понимают, насколько руководитель восприимчив или невосприимчив к негативу. В серьезной фирме отдел по связям со СМИ занимается пресс-клиппингом. Каждое утро на стол руководителю ложится аналитическая записка: что о компании было написано за вчерашний день. Есть излишне эмоциональные начальники. Иногда материал специально размещают для того, чтобы человек почувствовал себя уязвленным и запустил ответ, собрал пресс-конференцию, принял какие-то меры…

- Повелся…
- Да. Это просто провокация. Часто мне приходится, когда я работаю в этом консалтинге, говорить: «Мы не замечаем этой атаки». Это про Слона и Моську – они только и хотят, чтобы мы что-нибудь ответили. Чтобы заявили: «Наша компания не причастна к захвату траулера “Олег Найденов”»… Люди дорожат репутацией фирмы, они привыкли, что у них все хорошо. Причем, как правило, люди успешные, властные. Иногда приходится просто за фалды держать, чтобы не ввязывались. Потом, строители – они и есть строители, особенно из категории «40 плюс», те, кто пришел не из банковского офиса, а начинал прорабом, в каске, на стройплощадке. Они не привыкли…

- Многие ли компании сознательно и всерьез занимаются информационными войнами или защитой от них?
- Боюсь, у меня неполная информация… Но конкурентные целенаправленные атаки время от времени появляются в информационном пространстве. Обычно это связано не с переделом рынка, а с конкретным объектом или заказом. Сказать, что это систематическая практика, что это поставлено на поток, вряд ли можно. Но фирмы, которые чувствуют себя в фокусе информационной атаки, тратят серьезные ресурсы на то, чтобы их купировать, ставить блоки.

За океаном разработана алгоритмическая теория информационных войн. Одна из теорем гласит: строгого определения, позволяющего заключить, что против вас начата информационная война, не существует. Определить, что это начинается именно спланированная операция, сложно. Обычно это понимают, когда она уже развивается, находится на этапе эскалации.

- То есть всплеск негатива может быть и случайным.
- Да, конечно. Довольно часто мы советуем нашим клиентам внимательно осмотреться и не искать сразу злого умысла. Мы употребляем термины «информационная война», «информационная атака». В некоторых случаях это неправильно, и речь идет о кризисных коммуникациях. А кризис в компании может быть порожден не внешним воздействием, а изменением обстоятельств, условий нормативного регулирования, заменой конкретного чиновника на ключевой позиции. Было хорошо – стало хуже. А самое простое объяснение, к которому нередко прибегает руководитель PR-службы или начальник службы безопасности: «Нас заказали конкуренты». Мир сразу становится простым и понятным. Но законы кризисных коммуникаций – другие, они предполагают иной алгоритм действий… А фирма начинает работать по законам военного времени и только усугубляет ситуацию.

Ну скажите, например, кто ведет войну против Северо-Западной строительной корпорации (СЗСК), у которой собираются снести дом в Коломягах? Да никто. А ее руководство считает, что на них напали. И вместо того, чтобы договариваться, действует так, будто они в осажденной крепости.

- Нам это прекрасно известно. Многие участники рынка после критической или даже нейтральной публикации начинают разговор так: «Мы знаем, что статья заказная…»
- Именно. Поэтому нужен внимательный анализ, сегодня есть технологии Вig data, работы с большими массивами данных. У реальной информационной атаки есть некая совокупность характерных признаков.

- Какая?
- Вот эти технологические секреты я бы хотел оставить при себе. Считаются корреляции, проводится анализ источников. Но каждый раз мы должны ответить именно на этот вопрос: кризис порожден внешними причинами, конкурентной ситуацией или целенаправленным информационным воздействием третьих лиц. 

- Так ведь недолго и в паранойю впасть…
- На высоко конкурентном рынке со снижающейся рентабельностью паранойя – нормальное состояние руководителя, элемент самосохранения. Важно следить, чтобы она не переходила в психоз.

- Есть еще поговорка: «Если у вас паранойя – это еще не значит, что за вами не следят»…
- Защитой от информационных атак нужно заниматься, когда они случаются. А вот кризисными (точнее, антикризисными) коммуникациями – постоянно. Это отдельный аспект консалтинга. В строительном бизнесе есть ограниченное количество неприятных ситуаций, которые рано или поздно могут случиться. И на каждую из кризисных ситуаций должен быть план кризисных коммуникаций.

На тренингах я рассказываю историю про фельдмаршала фон Мольтке. Ночью его разбудил адъютант: «Господин фельдмаршал, на нас напали!» - «Откуда?» - «Через Бельгию». Он сказал: «Третий ящик моего стола, конверт лежит сверху». Перевернулся на другой бок и снова заснул. Через три месяца Германия выиграла эту войну.

Это пример стратегического мышления в военном искусстве. То же бывает и в сфере коммуникаций: у компании есть заготовки заявлений для прессы, список лояльных журналистов, перечень экспертов, готовых подтвердить качество проекта и самой компании.

- В Петербурге готовят специалистов по информационным конфликтам?
- Как бы это сказать, чтобы не звучало рекламой… В Университете есть Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. В этом году в рамках магистратуры мы открываем программу «Стратегические коммуникации в бизнесе». И существенная ее часть как раз посвящена тем проблемам, о которых мы сейчас говорим.

Спрос есть. В том числе - со стороны строителей.

- Почему не алкогольный бизнес, не автомобильный?
- Хороший вопрос. Могу только предположить: оборот алкоголя жестко регулируется государством, и там первичная концентрация ресурсов уже произошла. В автомобильном производство и ценообразование происходит за пределами РФ, у нас только распределяется небольшая маржа между дилерами. А строительный рынок весьма чувствителен к динамике административного регулирования, кроме того – функционирует преимущественно в режиме ручного управления. И в нем в достаточно «серых зон» прироста рентабельности. Это и создает зазоры для информационных атак. И еще одна особенность: это рынок невысоких лояльностей. Я езжу на уже третьем «Лэнд Крузере», что-то серьезное должно случиться, чтобы я поменял марку. А уход от одного застройщика к другому, если просто нет объекта в нужной локации – обычное дело.

К сведению:

Дмитрий Гавра - российский социолог и политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ.
Создал и разработал институциональную теорию общественного мнения. Выпустил монографию «Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт». Руководитель исследовательского проекта «Внешний имидж государства в глобальном информационном пространстве» 

воскресенье, 8 мая 2016 г.

День Белого Лотоса

8 мая - день памяти удивительной женщины 19 века, о которой до сих пор спорят, и к единому мнению, похоже, никто никогда не придет))...
Однако, как актуальны вне зависимости от века)) слова мудрости, пришедшие через #Блаватскую Елену Петровну:
"Чистота сердца — необходимое условие для достижения «знания духа». Чистоты этой можно достичь двумя основными способами. Во-первых, настойчиво гони от себя всякую дурную мысль; во-вторых, сохраняй равновесие ума при всех обстоятельствах, никогда не допускай возбуждения или раздражения. Ты убедишься, что этим двум способам очищения более всего способствуют преданность и сострадание..."


четверг, 31 марта 2016 г.

Чтение будущего?

Теперь электронные книги можно создавать прямо в Google Документах, сохраняя файлы в формате EPUB. Формат EPUB, запущенный в 2007 году, является одним из самых распространенных способов представления электронных книг. Его поддерживают большинство мобильных устройств для чтения, исключая Kindle (впрочем, файлы можно легко конвертировать). Когда-то для создания документов в таком формате требовались специализированные знания и инструменты. Теперь же, используя новую функцию, даже в Google Документах можно создавать отчеты, брошюры и целые книги. Подготовка книги займет всего несколько секунд. Правда, как отмечают эксперты, пока функция работает не слишком удачно. Так, программа плохо справляется с форматированием, сокращая сноски и перемещая изображения. 

Пиратская библиотека Флибуста завела бота в мессенджере Telegram: если написать название или автора книги, программа предложит целый список файлов для прямого скачивания. Помимо этого, рекомендуем подписаться на бота просветительской платформы Arzamas, который время от времени присылает случайные материалы с сайта, а также стикеры. Приложение Telegram доступно для всех устройств на iOS, Android и Windows. Мессенджер для смартфонов Telegram был создан основателем сети ВКонтакте Павлом Дуровым в 2013 году. 


    Изменившаяся реальность приводит к проблемам с памятью...и не только с памятью

    С каждым днем все больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью — на все возрастающую рассеянность (т.е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги.

    И просят дать им что-нибудь для улучшения мозговой деятельности в целом и памяти в частности. Причем, как это ни парадоксально, данная проблема характерна не только и не столько для пожилых людей, ослабевать мозгами которым, вроде как, «положено по возрасту», сколько для людей среднего и моложе среднего возраста. При этом многие даже не интересуются, почему так происходит — автоматически списывают это на стрессы, усталость, нездоровую экологию, на тот же возраст и т.п., хотя все это даже близко не является причиной. Среди моих пациентов есть те, кому далеко 70, но кто не имеет вообще никаких проблем ни с памятью, ни с мозговой активностью. Так в чем же причина?

     

    Деградация мозга

     

    А причина состоит в том, в чем, несмотря ни на какие доводы, никто, категорически, не хочет отказаться от, так называемой постоянной, круглосуточной «подключенности к информации». Другими словами, ускоренная утрата Ваших мозговых функций началась в тот самый знаменательный день, когда Вы решили быть постоянно «на связи». И нет никакой разницы — вынудила ли Вас к этому служебная необходимость, изнывание от безделья или элементарная боязнь быть «не на уровне», т.е. боязнь прослыть белой вороной, чудаком в среде себе подобных.

     

    Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

    В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».
    Деградация мозга

     

    Красным — зоны, где внимание читателя задерживается дольше всего.
    Желтым — зоны беглого просмотра. Синие и серые области не читаются вообще

    Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

     

    Мое личное мнение такое:

    Интернет — это реальный наркотик. А что такое наркотик? Это совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится.

    На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей — от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию стиральных машин. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

    Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.

    Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой.

     

    Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому, что:

    а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова

    б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений, который полностью отсутствует в обмене телеграфной «СМС-отрыжкой».

    В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз! Наиболее откровенные люди так прямо и говорят: я противен/противна сам(а) себе.

    Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80% случаев люди ходят в интернет за сомнительными развлечениями, либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность.

    При этом большинство людей (особенно молодых) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают не только психическую подавленность, граничащую с паникой, но и реальную физическую ломку, напоминающую наркотическую. Не верите? А ну-ка выключите свою мыльницу СОВСЕМ и попробуйте прожить без нее хотя бы 2-3 дня.

    Есть мнение, которое я вполне разделяю, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку еще Умберто Эко в романе «Имя розы» предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет.

    Короче говоря, никакие таблетки, никакие пищевые добавки, никакие диеты, никакие мозгоправы и т.п. не способны остановить деградацию мозга. Остановить ее может только одно — прекращение поступления в систему обработки всевозможного информационного мусора и ежедневная загрузка мозга так называемой «полезной информацией». Процесс этот чрезвычайно сложный, а для многих людей так и вовсе невыполнимый. Для многих поезд, как говорится, уже ушел.

     

    Ещё раз, коротко:

    1.Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету — смартфоны, айпады и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, — делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убеждены в обратном — в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а Вас лично — «сильно продвинутой личностью», которая всегда в курсе всего.

    2.Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш «бортовой компьютер» настолько, что вы годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы. Вы не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать — Ваша речь косноязычна и наводнена словами-паразитами. Рассказывая кому-то о чем-то, Вы с трудом подбираете нужные слова, а слушая кого-то — быстро теряете нить разговора и начинаете скучать и зевать. Писать Вы не можете, поскольку практически в каждом слове начинаете делать ошибки, а как использовать знаки пунктуации — не знаете даже приблизительно. Зато Вы круто делаете сэлфи (и прочие мусорные фото) и стучитесь к кому-нибудь в Viber или WhatsApp.

    3.Короче говоря, слушайте плохие новости: мобильную связь нужно использовать только и исключительно в ЭКСТРЕННЫХ случаях. Например, Вы приехали в незнакомый город и не можете найти встречающего — позвонить действительно нужно. Или Вы опаздываете на важную встречу — позвонить реально необходимо, т.е. нужно настроить Ваш гаджет только на приём или передачу необходимой Вам профессиональной и деловой информации. А остальное время Ваш гаджет должен быть ВЫКЛЮЧЕН. Впрочем, я представляю себе, как Вам неуютно от одной только мысли об этом.

    4.Нужно быть готовым к тому, что все Ваше окружение Вас, мягко говоря, не поймет — Вам скажут, что Вы с приветом, совсем ку-ку, что у Вас поехала крыша и т.п. Наплевать и растереть. Помните, Вы объект для информационного нападения и вам нужно защищаться. Как говорил президент CBS News Ричард Сэлант: «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам».

    5.И, наконец, Вам нужно заново учиться читать книги. Настоящие бумажные книги — понимаете? Не разглядывать часами подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном, а читать книги. Будет тяжело, но Вы попробуйте. Насиловать себя не нужно — в первый день прочитайте полстраницы, на следующий — целую страницу, на третий день — 1,5 страницы и т.д. Учтите, что организм будет всячески этому сопротивляться — будет и тошнить, и ломать, и тянуть заняться чем угодно, лишь бы мозг не напрягался.


    Источник: 


    А.Н. Стацкевич, Деградация мозга // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.21867, 07.03.2016


    среда, 30 марта 2016 г.

    Юпитер защищает земное человечество в очередной раз...
    Будем благодарны....
    n 17.03.2016 i was observing and filming Jupiter with my Skywatcher Newton 200/1000 Telescope. The seeing was not the best, so i hesitated to process the Videos. Nevertheless 10 days later i looked through the Videos and i found this strange light spot that appeared for less than one second on the edge of the planetary disc. Thinking back to Shoemaker-Levy 9, my only explanation for this is an asteroid or comet that enters Jupiters high atmosphere and burned up/explode very fast.

    Видео яркой вспышки столконовения